Зависть это клевета

Мы сильнее, когда мы вместе.

Беседа о зависти

«Как ржавчина изъедает железо, так зависть – душу». Св.Василий Великий

Как обнаружить и искоренить в своей душе грех зависти? Об этом мы побеседовали с духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.

Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».

«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – Василий Великий.

Человек часто считает, что достоин того-то, а другой – нет. В сущности это зависть. Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.

Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова «безбожник» – Бог, а «без» – только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть – в основе ее «зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему – появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.

– Зависть – это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.

– Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.

Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.

Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.

Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.

Проявления зависти

– Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?

– Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.

– То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?

– Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».

– Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?

– Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.

Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.

– Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.

— Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.

Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».

И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.

– В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?

– Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.

Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.

– Кстати, иногда говорят о «белой зависти». Что это такое?

– Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.

Если можно так сказать, белая зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других — это не зависть.

– А бывает ли зависть к святости святых?

– Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.

Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.

Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».

– Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?

– Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Зависть не дает человеку ничего

– В современной рекламе очень часто звучит слово «зависть». Например, говорится, что, когда у тебя будет эта вещь, все будут тебе завидовать, «подруги умрут», а «одноклассники лопнут» от зависти».

– Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны — разные или похожие стороны одного человечества.

– Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.

– Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.

– Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?

– Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.

Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.

Зависть – слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.

– Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?

– Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.

Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».

У зависти множество производных — прежде всего осуждение и клевета. Когда человек ослеплен завистью, он не останавливается ни перед чем — он может оклеветать человека, унизить его, опозорить. Но если клевета обрушивается на нас, нужно помнить, что мы не первые и не последние, кто через это прошел. К сожалению, жизнь так устроена. В заключении этой беседы я хотел бы прочитать отрывок из книги священномученика Киприана Карфагенского «О зависти и ревности»:

И какой это червь для души, какой яд для помыслов, какая ржавчина для сердца — ревновать доблесть или счастье другого, то есть ненавидеть в нем или собственные его заслуги, или благодеяния Божии, обращать в свое зло благо других, мучиться благополучием знатных людей, славу других делать для себя казнью и к сердцу своему приставлять как бы неких палачей, к помыслам и чувствам своим приближать мучителей, которые терзали бы их внутренними мучениями. Не радостна для таковых пища, и питье не может быть приятным, они постоянно вздыхают, стонут, скорбят. И как ревность никогда не оставляет завидующего, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно.

Зависть это клевета

Человек, охваченный гневом, окружен аурой темно — красного цвета. Если этот гнев проявляется вовне, то из ауры, словно молнии, вырываются фрагменты поля или искры.
Раздражение окрашено в темно — красные тона гнева, но в отличие от него характеризуются неправильными, нерегулярными колебаниями, которые, сталкиваясь с полями других людей, вызывают очень неприятные ощущения. Обычно когда раздраженный человек попадает в неприятную ситуацию, то стремится вызвать враждебные чувства, что помогает переносить неприятности гораздо легче. Например, можно спросить: «Ты рассержен?», на что он зло ответит: «Нет!». Такой ответ освобождает часть отрицательной энергии, разряжая, таким образом, обстановку.
Зависть имеет грязно — зеленый цвет и липкую консистенцию (вспомните фразу «Позеленел от зависти»).

ПРИТЧА О ФРЕЗИИ

Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все его цветы, деревья и кустарники умирают. Дуб пояснил, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна. Садовник застал Сосну поверженной: она согнулась под тяжестью мысли, что не могла давать виноград, как Лоза. А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза. Роза плакала, так как не была столь сильной и могучей, как Дуб.

И вдруг садовник увидел Фрезию, цветущую и прекрасную, как никогда. Садовник спросил:
«Как же так? Ты растешь посреди этого увядшего и мрачного сада, а у тебя такой здоровый вид?»
Красавица ответила:
«Я не знаю. Возможно, я всегда думала, что, сажая меня, ты хотел именно Фрезию. Если бы ты хотел иметь в саду еще один Дуб или Розу, ты бы посадил их. Тогда я сказала себе: я постараюсь быть Фрезией настолько хорошо, насколько смогу»…

Попал человек в Рай. Смотрит, а там все люди ходят радостные, счастливые, открытые, доброжелательные. А вокруг всё как в обычной жизни. Походил он, погулял, понравилось. И говорит Архангелу:
— А можно посмотреть, что такое Ад? Хоть одним глазком!
— Хорошо, пойдём, покажу.
Приходят они в Ад. Человек смотрит, а там вроде бы на первый взгляд всё так же как в Раю: та же обычная жизнь, только люди все злые, обиженные, видно, что плохо им тут. Он спрашивает у Архангела:
— Тут же всё вроде так же, как и в Раю! Почему они все такие недовольные?
— А потому что они думают, что в Раю лучше.

Завистливый человек излучает чёрную энергию, которая называется «порча«.
СГЛАЗ — это слабая форма негативного биоэнергетического неумышленного воздействия. Это случайные раны Эфирного Тела, через которые происходит потеря Энергии. Это следствие энергетического удара, который может произойти при негативном эмоциональном общении. Сглаз могут вызвать чужие негативные эмоции (в том числе и подавленные): зависть, раздражение, ревность. Сглазы могут происходить от Чёрных Магов.

У настоящей любви есть только два врага – чувство собственности (ревность) и зависть. Влюблённых людей видно сразу невооружённым взглядом – они настолько счастливы, что не видят вокруг себя никого и ничего. Они как бы находятся в другом измерении, живут в другом мире, в котором существуют только Он и Она. Любовь сквозит в каждом их движении, в каждом прикосновении, в каждом взгляде, в каждом слове.
Такая райская идилия на Земле часто раздражает завистливых людей, которых «судьба обделила» таким счастьем.
Как правило, влюблённые люди даже не подозревают о том, как порой сильно завидуют им окружающие. И эта зависть может стать причиной настоящей трагедии.
Поэтому если Бог вас наградил самым ценным – взаимной любовью, то берегите своё счастье и старайтесь оградить его от чёрных завистливых глаз. Не выставляйте свою личную жизнь лишний раз напоказ.

Зависть — это досада по чужому добру или благу.
Корыстолюбие и зависть всегда стоят рядом, так как совпадают их намерения: желание иметь или получить что-то важное и необходимое для себя.
Человек завистливый испытывает раздражение, неудовольствие и не может спать спокойно, когда его сосед или знакомый приобретает или получает что-то такое, чего нет у него. В его подсознании формируется программа уничтожения другого человека, того предмета или человека, из-за которого возникла зависть, и, кроме того, программа уничтожения своего мира.

Зависть формирует огромную сознательную и подсознательную агрессию.
Не зря это чувство христианство относит к одному из семи смертных грехов.
Зависть чрезвычайно разрушительна для самого ее автора и для Вселенной.

Как–то раз один мужик
В гости к Богу напросился,
Бог в настрое добром был –
С мужиком разговорился.

Говорит – раз ты, мужик,
Не боишься моей силы –
Просьбу выполню, старик,
Но о большем не проси, мол.

Просьбу выполню одну,
Но запомни, непоседа –
Дважды больше я смогу
Этого же дать соседу.

Думал, думал мужичок –
Что ж караешь так, Всевышний.
Почесал свой локоток –
Выколи мне глаз – он лишний!

Что ещё могу сказать –
Ни добавить, ни отнять.

Завистливый человек не понимает, что выступает против окружающего мира. Он не осознает своего истинного места и предназначения во Вселенной. Он не знает и не верит, что Вселенная сама позаботится о нем и даст ему именно то, что необходимо. Человек может получить в жизни все, что только захочет: любые материальные и духовные блага. Для этого необходимо открыться силам Вселенной. А зависть мешает сделать это. Это пагубное чувство делает человека агрессивным и закрытым.

Если у вас есть зависть, составьте для себя программу избавления от нее. В первую очередь для получения чего-либо в своей жизни пользуйтесь принципом изобилия. Суть этого принципа очень проста: Вселенная, Бог изобильны, а вы достойны иметь в этой жизни все, что вам необходимо.

Берите и пользуйтесь.
Радуйтесь и наслаждайтесь.
И делайте это по-доброму, с чистыми помыслами.
Как можно чаще искренне желайте удачи другим людям.
Это прекрасное лекарство от зависти, а также и от многих болезней и проблем в жизни, которые зависть вызывает. Желайте удачи своим близким, соседям, своему городу, правительству, своей стране, другим странам, планете Земля, другим цивилизациям.

Задайте себе магические вопросы: «Для чего мне нужна зависть других людей? «, «Почему люди мне завидуют?»
Ответ, как правило: для развития уверенности в себе. Значит, в душе сомнения и неуверенность в себе.

Страх зависти. Чтобы избежать зависти людей, не уверенный в себе человек не позволяет себе жить хорошо. «А хорошо ли будет, — задает он себе вопрос, — если у меня будет большой и красивый дом, хорошая машина, а у людей вокруг не будет этого? А хорошо ли, если я буду счастлив? А что скажут другие? «(Подразумевается, что другие скажут или сделают плохо.)

Есть три варианта выхода из этой ситуации:
1. Жить среди людей одного уровня достатка.
2. Понимать, что каждый живет так, как достоин этого (по своим мыслям и чувствам). Я своим примером показываю, что можно жить по-другому. И по возможности помогать людям.
3. Можно все оставить по-старому и ждать, когда окружающие меня люди соизволят впустить богатство в свою жизнь. Вот тогда и мне можно будет. Но тогда я завишу от окружающих и ограничиваю себя.

Мне часто приходится слышать, как люди ругают правительство и ту страну, в которой живут. Тогда чего же хорошего они ждут от «плохого» государства? Вот они и получают то, что ожидают.

Желая удачи и всего хорошего другим людям, вы притягиваете удачу в свою жизнь.
Научитесь также радоваться счастью и успехам других людей.
Этим вы тоже привлекаете удачу и счастье в свою жизнь.

Если мой сосед или знакомый купил прекрасный дом или машину, но этого нет у меня, то глупо завидовать и тем самым отравлять свою жизнь. Я лучше порадуюсь вместе с ним. Так я приближу момент обладания тем же, если мне это нужно.


Жак Калло. Зависть

Она происходит из-за чувства зависти, тогда, когда вы завидуете чьему-то счастью. Именно это проявление души — основа клеветы. Душа, которая не может радоваться счастью других и сама не может стать счастливой. В случае с клеветой в душе рождается чувство зависти, чувство ревности, а если существует зависть, то, как сопутствующее проявление души, также присутствует ненависть. Те, у кого в душе ненависть, постепенно строят стену в своем сознании и отгораживают себя от других. Клевета вызывает вражду между людьми, порождает причину, по которой в эту вражду будете втянуты и вы сами. Клевета создает причину для одиночества. Чтобы избавиться от внутренних и внешних условий, которые возникают из-за кармы клеветы, полезно заниматься исповедью — раскаянием, медитацией Безмерных Состояний Души, особенно медитацией Святой Похвалы (сорадование). Когда за счёт раскаяния очистится плохая карма, появится возможность от всей души хвалить действия, слова и мысли собеседника, вокруг вас будет спокойствие и гармония. И ваши слова будут способствовать гармонизации в отношениях между людьми, ваша душа обогатится, и стена в общении будет разрушена.

Говорите правду, не говорите ненужных слов и говорите так, чтобы ваши слова были нежными и мягкими.

Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой. Псалом 18:15

Дух истины не терпит религиозного притворства и актерства, которые мешают настоящему единству. Божья любовь покрывает много грехов, но она не постесняется в нужный момент назвать по имени то, что разделяет. Если мы подчеркиваем только покрывающую сторону любви, то получим такое единство, которое вовсе не единство, так как оно родилось не из любви к истине, но из страха перед конфликтами, и культивируется им.
А вкравшимся лжебратьям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. Галатам 2:4-5.

Клевета — орудие зависти

Вокруг моей персоны в последнее время нарастает нечто подобное громовой молнии.
А все лишь потому, что мои стихи лучше и успешней чьих-то.
Один раз я такой удар выдержала.

Мне задают фантастические вопросы, не прямого содержания, а настолько завуалированные ложью и грязью. и просят дать ответ. А разве можно дать ответ, когда нет прямого вопроса?

На всякий случай. так. чтобы все помнили об этом. Знаю, что и на нашем сайте процветает подобное явление, причем очень бурно.

Василий Великий сказал: «Зависть есть печаль о благополучии ближнего».

В чем суть зависти?
Зависть рождается, когда начинается успех другого; перестаёт, когда прекращается его триумф и начинается несчастие. Зависть никогда не знает праздника. Люди простят вам всё, кроме успеха!

Зависть затворяет небо, ослепляет разум, омрачает душу, опечаливает Бога и веселит бесов. Берегитесь зависти более от друзей, чем от врагов, потому что враг завидует явно, а друг тайно. Зависть подобна серной кислоте: разъедает нормальные взаимоотношения между людьми; друзья становятся врагами, братья – ненавистниками.

Еврейские патриархи из зависти продали своего брата Иосифа в Египет (Быт. 37 гл.). Особая любовь их отца, Иакова к Иосифу — причина зависти братьев; последствие — стремление братьев убить Иосифа. Зависть ненавидит успех другого.

В Книге Притчей написано: «…зависть – гниль для костей» (Прит.14:30).
Когда человек завидует чьему-то благополучию, происходит его духовная и физическая деградация. Завистник готов пойти на самое мерзкое преступление: убийство своего друга или родственника. Совершенно справедливо сказал Иоанн Златоуст: «Зависть есть корень убийства». Пример тому — первое братоубийство. Каин завидовал брату Авелю, потому что дар того был принят Господом, а его собственное приношение — нет. Зависть не давала ему покоя; как хотелось получить то, что досталось другому! (Быт. 4:3-8). Обида толкнула его на убийство.

Фарисеи и саддукеи завидовали Христу, ведь за ним следовало множество людей, а за ними — единицы. Христос учил как власть имеющий, а в их словах никакой силы не ощущалось. Христос творил чудеса, а они этого делать не могли. Успешное служение Христа стало причиной зависти религиозных вождей; распятие Христа — ее следствием. У завистливых людей длинные руки.

Так происходит и в нашей жизни, когда мы кому-нибудь завидуем. Зависть не может равнодушно смотреть на успехи другого человека:
Проклиная горести, невзгоды,
Разрываясь сердцем от тоски,
Красоте завидуют уроды,
Молодым и сильным — старики.

Завистниками, в большинстве случаев, оказываются гордецы, ленивцы и глупцы. Людям бесталанным, но с большими амбициями ничего больше не остается делать, кроме как завидовать и критиковать настоящие таланты. Завистник страдает комплексом чужой полноценности.

Зависть подобна моли: съедает одежду, в которой рождается. И зависть гложет то сердце, в котором рождается.

Не хотите страдать? Не будьте завистливыми!

Просите Бога в ваших молитвах, чтоб Он наполнил ваше сердце любовью к людям и избавил вас от зависти. Не завидуйте чужим достижениям, а лучше радуйтесь и благодарите Бога за тех, кому сопутствует успех и благополучие. И тогда мы сможем побеждать не только зависть, но и другие плохие качества.

Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною воздуху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

В заключении хочу процитировать высказывание, которое увидел один человек на одной из плит средневекового музея Херсонеса:
«Свет Христов просвещает всех. Беги зависть, Христос тебя гонит».

Автор: Сергей Батлук

А это из Библии:

«Клеветники достойны смерти» (Рим. 1:30:32);
• «Клевещущие уста убивают (свою) душу» (Прем.Солом.1:11);
• «Клевета – оскверняет человека (открывает двери дьяволу)» (Мф.15:19-20).
• «Клеветники Царства Божьего не наследуют» (1Кор.6:10
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Прит.13.5«Праведник ненавидит ложное слово». .
«Не говорите лжи друг другу» (Кол. 3, 9).
«уста лживые – мерзость перед Господом» (Притч. 12, 22).
«Удаляйся от всякой неправды» (Исх. 23, 7).
Ложь достойна презрения и ненависти (Пс. 119, 163)
1 Иоанна 2:22 «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына».
1 Иоанна 2:21 «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины». Если ложь не происходит от Бога, который есть Истина, то откуда взялась ложь?
: (Иоанна 8:44 «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи»;

Спасибо за внимание.

Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

7. Ложь, лесть, осуждение, клевета

I.7. Ложь, лесть, осуждение, клевета

Неизбежным следствием гордости, зависти и злобы, с одной стороны, славолюбия и тщеславия, с другой, являются ложь, лесть, осуждение и клевета. Святитель Тихон говорит о них вместе, как о «пороках сродных», «собственных» тому, кто есть отец лжи (Ин. 8, 44), и «который иногда преобразуется в ангела светла, чтобы так мог удобнее человека обмануть и погубить» (27, 450-451). Происходя от «плотского рождения» и «плотского мудрования», «сии пороки теми людьми обладают, которые иное языком говорят, и иное на сердце имеют. Сих людей слова, как мед, а дело само, как яд». Почему «лестный человек всякого зверя страшнее: ибо зверь, каков есть, таковым себя и показывает, а сей часто под видом смирения и добродетели яд свой скрывает» (2, 137; 3, 170).

Многообразна ложь в мире. «Лжет купец, когда сказует, что товар его такой-то цены стоит, но иначе есть. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, что не видел и не слышал; или не говорит того, что видел и слышал. Лжет работник, который, взявши достойную цену, обещался работать усердно наемшему его, но лениво работает или совсем не работает. Лжет пастырь, который обещается и присягает стадо овец Христовых пасти, но не пасет или нерадиво пасет и прочая». Но прискорбнее всех «лжет христианин, который в крещении святом обещается Христу Господу работать, но не работает. Таковой всяк есть, который по крещении святом беззаконнует и к суете мира сего прилепляется» (27, 451).

Ложь, лесть, лукавство удаляют христианина от Бога 31 , изгоняют из сердца веру, препятствуют молитве и делают невозможным вечное блаженство. От лукавых и льстецов страдает общество, «понеже: 1) верность, без которой союз общества не стоит, быть там не может, где друг другу ни в чем не будут верить, друг друга опасаться, бояться и за врага иметь. 2) Не может там быть мир, но вместо того взаимная ненависть, вражда, ссоры и прочая; ибо льстецы и лукавцы речи единого к другому переносят и пересказывают не так, как слышали, и не в такой силе толкуют, как говорены, но иначе. 3) Лесть и лукавство ввело и умножило богопротивные клятвы, понеже многие от лживых и лестных обманувшеся, не верят и тем, которые правду говорят: того ради люди принуждены верность своих слов призыванием имени Божия подтверждать, что и в обычай беззаконный и пагубный вошло, и за грех не почитается» (2, 171; 27, 451).

Лжецы и льстецы тем более опасны, чем более осторожно и тонко действуют. От них «много претерпевают простосердечные». Но «сколько они ни хитрят, однакож хитрость их явлена бывает (например, «когда или вином разгорячившись, или гневом сильным распалившись, извергают то, что в сердце сокровенно было»). И уже тогда всяк ими, как прокаженными, гнушаться будет». Видя такой позор льстецов и вред от них обществу, «простая душа, лести и лукавства не знающая, да внимает псаломника увещанию: не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие» (Пс. 36, 1-3) 32 . Сам же святитель советует «со всяким человеком обходиться просто, как сам с собой. Каковым вне ему являешься, таковым и внутрь будь; и что ему говоришь, то должно быть и на сердце твоем» (2, 137; 3, 171; 6, 146).

Сродны между собой, как «плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим неогражденного», и такие пороки, как осуждение, клевета и злословие. Они обнаруживают то же лживое устроение души, что и лесть. Святитель указывает некоторые причины этих страстей. 1. Гордость, обуреваемый которой «не терпит, чтобы кто был выше или равен ему», почему «пересуждает и уничтожает (уничижает — и. Н.) его, или, хотя свои грехи укрыть, других злословит и клевещет, чтобы слышащие думали, что он таких грехов не имеет, в каких ближнего осуждает». 2. Зависть, «понеже завистливый не хощет видеть в почтении и славе ближнего своего, тщится честное имя его помрачить». 3. Злоба: «злобный бо, не имея чем отмстить тому, на кого злобится, злословием и оклеветанием славу его потемнить тщится». 4. «Бывают еще от злой привычки, ревнования, нетерпения и прочего» (2, 130; 3, 166).

Клеветник вредит тому, на кого клевещет; вредит и себе, ибо тяжко грешит; вредит и тем, кто его клевету слушает: «иные слышащие осуждают того, о ком клевета носится; иные к тому же беззаконному делу возбуждаются, что слышат. Всему сему пагубному злу клеветник, рассеватель зла, виновен». «О, необузданный язык! Сколько ты миру делаешь зла!» — восклицает святитель. Невоздержанный язык клевещет, «рассеивает ереси, расколы, соблазны», злословит власти, лжесвидетельствует в судах, «немощных и печальных приводит в несносную печаль, уныние и отчаяние», нередко бывает причиной ссор, открывает секреты, а потому «часто и самого клевещущего приводит в великое раскаяние и печаль, что слово выпустил. Истинно Соломон писал: иже хранит своя уста, соблюдает свою душу» (Притч. 13, 3). А поскольку «ничем так не грешит человек, как языком», который ничего «не оставляет, но на все отрыгает яд, который кроется в сердце человеческом», то «должно нам тщаться его обуздывать. Но тщание без помощи Божией мало что может», почему «должно смиренно молиться всемогущему Богу, чтобы как сердце исправил, так и язык — орудие сердца — направил» 33 (3, 112-114; 6, 147).

Причины, по которым осуждение и клевета являются грехом, святитель приводит следующие. «1. Бог запретил нам судить и осуждать ближних наших; потому кто осуждает, сам будет осужден (Мф. 7, 1-2). 2. Един есть Судия — Христос, Сын Божий, посему осуждающие ближнего сан Христа похищают, что тяжко и страшно. 3. Ближний наш есть раб Божий, а не наш. Как убо досадно Богу, когда раба Его пред очесами Его судим и злословим! 4. Все грешники есмы пред Богом, общее бо всех окаянство. Ближний твой сегодня, а ты заутра тоеж делаешь, хотя не делом, так или словом, или мыслью. 5. Часто бывает, что многие являются пред нами грешными, но внутрь праведны суть; напротив того, многие праведными являются, но внутрь грешные суть. 6. Часто худой слух ложно приносится от злобных или завистливых, и так осуждаемый часто напрасно терпит. 7. Ближнему обида великая от того, не меньше, как бы от кого жезлом биен был. От сего уязвления печаль, от печали немощь, а от немощи смерть. 8. Чем честнейшее и высшее есть лицо поносимое, тем большая бывает язва, а поношающему больший грех. 9. Когда начальник осуждается и злословится, тогда уменьшается к нему почтение, (чему последует) непослушание и всякое нестроение и замешательство в обществе. 10. Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже и покаялся, а кающемуся Бог прощает; и ради того нам осуждать того весьма грешно, кого Бог прощает». Наконец, сами клеветники «часто в большее поношение впадают, когда замышляют ближних своих оклеветать и опорочить» (Пс. 7, 15-17), подобно Авессалому, Аману и др. «Внемлите сему, злоречивые, — оканчивает святитель свое увещание, — и свои пороки исправляйте, за которые истязаны будете, а чужих не касайтесь» (2, 130; 3, 166-168; 5, 372).

Святитель дает и практические советы, как избежать клеветы и осуждения. Должно «1) всякому на себя смотреть, себя знать, и не чужие, но свои пороки смотреть и очищать 34 ; 2) злобу, зависть, ненависть отбросить; 3) берещись от разговоров непотребных; 4) удаляться от тех, которые привычку сию злую имеют; 5) брату падшему или падающему духом любви соболезновать и за него молиться милосердному Богу; 6) имеющим сию злую привычку молиться Господу: положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140, 3) 35 » (2, 130-131; 3, 169; 5, 148; 6, 147).

Закончить этот раздел можно словами святого Иоанна Златоуста, которые приводит святитель Тихон: «Хотя бы ты, осуждая ближнего, и праведное что на него говорил, однако и за то не избегнешь наказания; ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог» (2, 129).

Клевета. Что делать и как пережить, если вас оболгали

Как бороться с клеветой и нужно ли это делать? Отвечать клеветнику или сделать вид, что вы выше этого и вас это совершенно не волнует? Слово имеет огромную силу, оно может вдохновлять, придавать силы, делать человека счастливым или даже убивать. Клевета это грязный прием, который частенько используют в конкурентной борьбе и борьбе за кусочек места под солнцем. Или как месть за что-то. За то, например, чего ждали от будущей жертвы клеветы, но так и не дождались. Или обыкновенная зависть толкает на это.

Клевета страшная сила, она способна оказывать влияние на общественное мнение. К чему это я? А к тому, что в любой момент каждый из нас может оказаться в неприятной ситуации, и как из нее выйти достойно, без потерь своего здоровья, решать только нам.

Оклеветать человека можно очень легко, а с приходом эры интернета еще и очень быстро. Нагадил быстренько в сети и спрятался в свою виртуальную норку. Залогинился на форумах под разными никами и пиши себе гадости на тех, на кого обиду держишь или жутко завидуешь так, что спать спокойно не можешь.

Состряпать лживое сообщение о выбранной жертве можно быстро. Но не всегда ума хватает, чтобы не облажаться с враньем. Когда человек врет, придумывая небылицы, пытается рассказать о ситуациях, которых не было на самом деле, то он не всегда может себе представить, что его ложь может обернуться для него самого большими неприятностями. А прилететь обратно может очень и очень неслабо.

Вас оболгали, а вы смолчали, раз, другой, третий. Клеветник расцветает на такой благодатной почве. Он чувствует свою силу и безнаказанность. Вместо того, чтобы заниматься добрыми делами, такие люди выбирают путь обсуждения и осуждения поступков и действий других. Бог с ними, пусть живут, как хотят. На каждый лживый роток не накинешь платок. Да это так, не накинешь, но есть ситуации, когда предел терпения пройден и пора дать отпор лжецам и клеветникам. И в голове навязчиво крутится фраза: «Против лома нет приема, кроме как другого лома».

Злые языки легко вывернут наизнанку любую человеческую добродетель, бескорыстность превратят в корысть, щедрость души в хитрость, уверенность в высокомерие, искренность в глупость.

Жадному во всех отношениях человеку трудно, а порой и совсем невозможно представить, как можно помогать и делиться бескорыстно нужной информацией с другими. Такие умеют и любят только продавать, отнимать и извлекать выгоду из всего. Им не понять, что человек набирает силу, когда помогает другим, когда общается с добрыми и позитивными людьми, с теми кто и сам готов помочь и поддержать, когда это нужно.

Почему родился этот пост — размышление? Потому что наболело. Потому что и в моей жизни бывают сложные и трудные дни. Я знаю не понаслышке, что такое клевета, как она действует, какие горькие последствия и раны в душе оставляет. Но я также знаю, что клеветники, как бы не старались этого избежать, получат возвратом свою порцию негатива. И спать они спокойно еще долго не смогут, пока наконец не поймут то, что должны понять и сделать.

Но слава богу, что добрых, светлых, порядочных, искренних людей гораздо больше. Трудные ситуации помогают нам понять, кто есть кто. Кто твой друг и единомышленник, а кто только искусно притворяется им, используя тебя до поры, до времени в своих целях, а за спиной злословит, плетет интриги и сплетничает. Такие любители грязных сплетен обсуждают всех и все, одним людям говорят плохо про других, и наоборот. Это обычный и привычный стиль их жизни, любимое занятие. По другому они жить не могут. Еще они жалеют себя любимых, называя при этом сами себя изгоями. И даже пишут об этом на своих страничках в соцсетях, и обсуждают открыто других. И кайфуют, когда в результате сплетенных ими интриг, люди ссорятся или просто перестают общаться.

Не будем больше говорить о плохом. Я уже закругляюсь. Только хочу сказать. Никогда не клевещите на людей. Берегите свою порядочность, свое доброе имя и не трогайте доброе имя других. Клевета на людей не пройдет бесследно, хорошие люди рано или поздно поймут, что к чему, и отвернутся от вас.

И не падайте духом, если вас оклеветали. Правильный выход всегда можно найти, главное успокоиться, хорошенько подумать и тогда уже действовать. И если вам роют яму, не мешайте тому, кто это делает. Из этой ямы потом можно сделать маленький бассейн, а может быть даже и большой пруд.

Еще бывает так, что возвращаются те, кого уже не ждешь в кругу друзей и приятелей. Причем именно клевета третих лиц в свое время была причиной странной размолвки. Но время все расставляет на свои, правильные места. Как говорится не было бы счастья, да несчастье помогло. Ложь сама утопит того, кто лжет. Главное не раскисать и продолжать верить в то, что доброта спасет мир. Делай, что должен и будь что будет!

На сегодня все. Всем духовного здоровья и настоящих надежных друзей! И улыбнитесь, если вдруг услышите такую фразу: