Защита экологических прав человека это

6. Гарантии и защита экологических прав граждан

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не определяются формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.

Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г .

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

• судебная защита прав и свобод;

• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

• право на получение квалифицированной юридической помощи;

• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст.26).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан – необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:

а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

Защита экологических прав

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий прав человека и гражданина.

В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

• судебная защита прав и свобод;
• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
• право на получение квалифицированной юридической помощи;
• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 46).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить следующие способы защиты экологических прав граждан:

1. самозащиту;
2. защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту.

Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

Для защиты экологических прав граждан применяются административный и судебный способы.

Нормативные основы регулирования защиты установлены Законом РФ N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Федеральным законом N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых:

• нарушены права и свободы гражданина;
• созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
• незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

В соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение. Закон при этом запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

• обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
• запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
• принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
• дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
• уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск — один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей природной среды граждане имели право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, правда, лишь право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).

Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. Это коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

1. нарушены права и свободы гражданина;
2. созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные выше.

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

В соответствии с этим Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем, порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие), нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также — по просьбе гражданина — надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. Однако подавляющее большинство российских граждан такими знаниями не обладает. С учетом этого, а также значительной потенциальной роли права гражданина на иск по поводу невыполнения требований природоохранительного законодательства, должно быть обеспечено представительство и защита в суде экологических прав и интересов отдельных граждан. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ее оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы. Однако в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение, и это не могло не сказаться на уровне правовых экологических знаний работников юридических консультаций и адвокатских контор.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав.

По усмотрению гражданина жалоба может быть подана:

• в суд по месту его жительства;
• в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.

Сроки обращения в суд с жалобой

Если гражданин обжаловал в административном порядке решения или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы, либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее.

Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованная, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения. Важным является вопрос о том, могут ли суды не только отклонять, но также изменять обжалуемое решение. С учетом принципа разделения властей решение суда должно содержать только заключение о законности обжалуемых действий и решений и их отмене в случае обоснованности жалобы.

Исчерпав все законные средства защиты нарушенного права в России, ее граждане имеют право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх

Защита экологических прав

Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.

Виды экологических прав

Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.

Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.

К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:

  • право на благоприятное состояние природной среды;
  • право на достоверную информацию о состоянии природы;
  • право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.

Защита экологических прав

Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.

Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определена правовая система соответствующих мер:

  1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
  2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
  3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

Способы защиты экологических прав

Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).

Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

Способы защиты экологических прав:

  • судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
  • административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
  • приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
  • прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
  • контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».

Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан

  • всесторонне и объективно изучить обращение,
  • при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
  • принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
  • уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.

Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.

Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.

В данном законе регламентируется оспаривание нормативно — правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.

Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

Защита экологических прав человека это

5.5. Гарантии и защита экологических прав граждан

Наличие механизмов и процедур реализации и защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Кроме того, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Существуют два основных способа защиты экологических прав граждан — административный и судебный.
Административный способ заключается в возможности обращения гражданина с жалобой на неправомерные действия или решения в вышестоящие по отношению к нарушителю органы и организации, в органы местного самоуправления, в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды или правоохранительные органы, т.е. без обращения в суд.
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866 (в ред. от 14.12.1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с Законом гражданин может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Помимо обращения в соответствующие природоохранные органы (о них — более подробно в разделе 1.7) граждане имеют право обращаться с заявлениями и в правоохранительные органы, в частности в Прокуратуру РФ.
В соответствии с Законом РФ от 17.01.1992 г. (в ред. от 30.06. 2003 г.) «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст. 1).
Одной из задач Прокуратуры РФ является надзор за соблюдением прав и свобод, в том числе и экологических, человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
С этой целью в рамках Прокуратуры РФ наряду с территориальными подразделениями созданы специализированные природоохранные прокуратуры по бассейновому или региональному принципам. Эти подразделения целиком заняты надзором за соблюдением экологического законодательства.
Первые специализированные природоохранные прокуратуры были образованы на территории бывшего СССР в середине 80-х годов, и к 1990 г. их насчитывалось 110, причем две трети в России.
Первой в России специализированной природоохранной прокуратурой, созданной по бассейновому принципу, является Волжская природоохранная прокуратура, образованная приказом Генерального прокурора СССР А.Я.Сухарева 27.04.1990 г.
В 1998 году была образована Московская региональная природоохранная прокуратура (Москва и Московская область). Однако эта прокуратура в 2001 году ликвидирована с передачей функций Московской межрайонной прокуратуре, входящей в прокуратуру г. Москвы, и Московской областной — при Прокуратуре Московской области.
Практика подтвердила правильность создания таких специализированных природоохранных прокуратур. Так, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в 1998-2000 гг. была проведена проверка исполнения законодательства о предотвращении загрязнения Волги и ее притоков затонувшими плавсредствами, т.е. источниками загрязнения реки нефтепродуктами и иными веществами с высокой токсичностью2, 1.
В ходе проверки в акватории Волги выявлено 1171 затопленное (или полузатопленное) плавсредство, 40% из них — бесхозные. В результате 293 обнаруженных прокуратурой плавсредства извлечено, утилизировано или отремонтировано. В 1999-2000 гг. было выявлено 25 тыс. нарушений экологического законодательства, опротестовано 1468 незаконных правовых актов, более 6,6 тыс. человек привлечены к дисциплинарной, материальной и административной ответственности. Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (омбудсменом). Институт уполномоченного по правам человека существует более чем в 100 государствах, существенно дополняя контрольные функции парламента по защите прав граждан. Эта должность была учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Согласно ст. 20 Закона, Уполномоченный, получив жалобу, вправе:
— принять ее к рассмотрению;
— разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
— передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится ее разрешение по существу;
— отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Судебный способ защиты экологических прав граждан
Конституция РФ наделяет каждого гражданина правом на судебную защиту (ст. 46). Конкретные формы реализации данного права в природоохранной сфере предусмотрены рядом федеральных законов, таких как: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими нормативными правовыми актами. В частности, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане вправе предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Помимо возмещения вреда здоровью и имуществу вследствие ухудшения состояния окружающей среды, которое осуществляется в исковом порядке, граждане могут добиваться судебного обжалования незаконных действий и решений, нарушающих их экологические права и свободы (путем заявления жалобы).
Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ), а также Гражданским процессуальным кодексом РФ (глава 25).
Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
а) нарушены права и свободы гражданина;
б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и предоставленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).
Обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы заявителя (истца). При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом.
Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражданина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же гражданином не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы (ст. 5). Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы (ст. 7).
Определенные возможности в защите экологических прав граждан предоставляет ст. 980 Гражданского кодекса РФ: действие в чужом интересе без поручения. В соответствии с этой статьей, «действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью».
Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов РФ или договоров между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за некон- ституционности, либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять эти акты как не соответствующие Конституции РФ (ст. 85). Допускается проверка конституционности нормативного акта субъекта РФ в том случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ, природопользование, охрана окружающей среды и законодательство в этих сферах отнесены к предметам совместного ведения.
Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом, правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96). Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.
Наконец, после вступления Российской Федерации в Совет Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных прав, в том числе и экологических в Европейский суд по правам человека.

Защита экологических прав человека и гражданина в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Общественные науки в целом»

Аннотация научной статьи по общественным наукам, автор научной работы — Гейт Н. А.

В статье рассматриваются юридические аспекты обеспечения прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и влияние процессов глобализации на экологическую ситуацию в нашей стране. Проведён анализ экологического законодательства Российской Федерации и указано на необходимость устранения пробелов в нем и внесения поправок в целях обеспечения прав граждан на возмещение ущерба в случаях техногенных катастроф и иных экологических бедствий .

Похожие темы научных работ по общественным наукам , автор научной работы — Гейт Н.А.,

Текст научной работы на тему «Защита экологических прав человека и гражданина в условиях глобализации»

развитие российского законодательства

защита экологических прав человека и гражданина в условиях глобализации

доцент кафедры корпоративного и предпринимательского права Юридического факультета им. М. М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В статье рассматриваются юридические аспекты обеспечения прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и влияние процессов глобализации на экологическую ситуацию в нашей стране. Проведён анализ экологического законодательства Российской Федерации и указано на необходимость устранения пробелов в нем и внесения поправок в целях обеспечения прав граждан на возмещение ущерба в случаях техногенных катастроф и иных экологических бедствий. экология; экологические права; права человека; экологическое законодательство; экологическое бедствие; информация о рисках; Европейский суд

Примерно одна шестая часть территории России, на которой проживают более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной1′ Снижение численности здорового населения и увеличение смертности по причине ухудшения состояния окружающей среды

1 Миронов 0.0. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2002. С. 8.

2 Percival R. V.,Schroeder Cr.H.,Miller A.S.,Leape J.P. Environmental Regulation: Law, Science, and Policy //Law & Business, 2009.

представляют прямую угрозу обществу и государству. Нарастание экологических проблем к семидесятым годам ХХ века достигло такого масштаба, что человечество было вынуждено осознать, что нерациональное использование природных ресурсов и дальнейшее загрязнение окружающей природной среды ведет к катастрофе2. Это привело к принятию серии мер на национальном и международном уровне, направленных на спасение деградирующей природы.

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, принятая 14 июня 1992 г на Конференции ООН, подтвердила право человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. В Декларации предусматривается обязанность государств разрабатывать национальные законы об ответственности за экологические правонарушения, о компенсации экологического ущерба и обеспечивать механизм реализации экологических прав человека и гражданина. Определение права человека на благоприятную окружающую природную среду, — это признание возможности для каждого человека существовать при таком состоянии биосферы земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью.

Сегодня термин «экологические права» применяется в качестве собирательного наименования для всех тех полномочий граждан и общественных объединений, которые закреплены в Законах РФ «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и целом ряде других нормативных актов3. Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой. Термин широко употребляется в популярной лексике, в практике экологического движения.

Право на благоприятную окружающую среду составляет основу экологических прав граждан и является по современным нормам одним из фундаментальных, естественных прав человека, так как обеспечивает его право на жизнь (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека).

Исходя из складывающейся зарубежной судебной практики видно, что экологические права граждан нарушаются как организациями, которые являются непосредственными источниками причинения вреда, так и государственными органами, которые не публикуют информацию об экологи-

3 Например, темы в учебниках: «Экологические права граждан» — см.: Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Норма, 2001. С. 92 — 156, Дубовик О.Л. Экологическое право. М.: Проспект, 2003. С. 160 — 165; «Эколого-правовой статус человека» — см.: Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юрист, 2003. С. 116 — 141; «Право на благоприятную окружающую природную среду» — см.: Крассов О.И. Экологическое право. М.: Норма, 2004. С. 75 — 95.

4 Environmental Law: Seminar for Judges. Washington (DC). Oct. 19-20, 2000.

ческой обстановке и отменяют программы по улучшению состояния окружающей среды4.

Экологические права носят наднациональный характер. уязвимость и подвижность экологической ситуации не может быть преодолена усилиями одного государства. в этой связи повышается значимость международно-правового регулирования отношений в сфере охраны и защиты окружающей среды. одним из залогов последовательного движения человечества по пути минимизации экологических правозащитных рисков, на наш взгляд, является системная концептуальная разработка данной проблематики объединенными усилиями государствоведов, юристов-экологов и ученых различных стран.

Посильным вкладом в предстоящее теоретическое построение могло бы стать определение понятия «экологические правозащитные риски». Под ними предлагается понимать деятельность органов публичной власти и институтов гражданского общества по защите экологических прав человека и гражданина, в процессе которой преодолевается неопределенность ситуаций, связанных с совокупностью факторов, определяющих состояние окружающей среды и влияющих на достижение поставленных правозащитных целей.

С учетом значимости решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеют положения Конституции РФ об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41)5. Право на информацию, связанную с состоянием окружающей среды, закреплено в нескольких законодательных актах. так, граждане имеют право на информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19 «основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). в ст. 8 Федерального закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарноэпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности (ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

САПП РФ. 1993. N29. ст. 2675

Вопросы защиты экологических интересов населения могут быть решены в законодательстве об экологически неблагополучных территориях, включая процесс образования и правовой статус зон экологического бедствия, комплекс норм, направленных на обеспечение льготных социальноэкономических условий проживания населения на данных территориях.

Учитывая существенные юридические особенности экологического вреда, причиняемого здоровью населения, необходимо внести ряд поправок в экологическое, гражданское, гражданско-процессуальное и иное законодательство, направленных на выравнивание процессуального положения пострадавших граждан с виновниками причинения вреда, что необходимо для практической реализации существующих норм общего характера.

Принцип доступа к информации, например, в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает реализацию одного из основополагающих экологических прав, закрепленных ст. 42 Конституции РФ, — права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Нарушение данного права влечет применение мер юридической ответственности, в частности ответственности административной и уголовной.

В Основном законе России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан, а также определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав: судебная защита прав и свобод;

право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и других лиц; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или другими лицами;

право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Следовательно, жалоба после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации может быть направлена в международные организации, например, в Комитет ООН по правам человека, созданный в соответствии с международным Пактом о гражданских и политических правах. Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или любые другие заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб.

Органом международной защиты прав и свобод граждан выступает Европейский Суд по правам человека (учрежден в 1959 г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод) Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и примене-

нием Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, однако оно сначала должно пройти через Европейскую Комиссии по правам человека, которая стремится «достичь дружественного урегулирования».

Конституционная гарантия, если нарушение прав и свобод сопровождается причинением вреда человеку, состоит не только в восстановлении нарушенного права, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда (ст. 53 Конституции). Сегодня сложно поддается оценке вред, нанесенный людям в результате производственных аварий и испытаний, связанных с использованием атомной и ядерной энергии (Семипалатинский полигон, Чернобыль, гибель подводной лодки «Комсомолец», аварии на заводе производственного объединения «Маяк» в Челябинске, в Арзамасе). Человек, подвергшийся экологическому правонарушению (радиационному воздействию), нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на меры социальной поддержки.

Государство выделяет средства не только на ликвидацию последствий катастроф, но и на оказание пожизненной помощи пострадавшим людям, которая не всегда в полном объеме соответствует размеру нанесенного вреда здоровью, имуществу и морального вреда. Научные исследования по определению объема причиненного вреда координировали и проводили многие научно-исследовательские институты, в том числе и институты РАН и РАМН.

Используется опыт, накопленный рядом зарубежных стран в области социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Много полезных результатов получено в работе по соглашениям между США и Францией, странами СНГ, а также после реализации под эгидой МАГАТЭ Международного чернобыльского проекта с участием около 200 независимых ученых из 23 стран и международных организаций.

Пункт. 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, в нашей стране не должны издаваться. В тоже время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, что может осуществляться только в строго установленных Конституцией целях и в той мере, в какой это необходимо, и не тождественны отмене или умалению прав и свобод.

За внешней помпезностью природоохранной политики нашего государства социалистического периода стоят трагические события и по-

Полянская Г.Н. Законы об охране природы — новая форма природоохранного законодательства: Правовые вопросы охраны природы в СССР. М., 1976

следствия, которые замалчивались в официальных источниках. В начале 80-х ггХХ в. принимаются решения об осуществлении экологически опасных проектов, таких как переброска части северных рек в бассейн Волги, освоение целины и т. д.

Ученые-юристы уже в то время отмечали, что часто природоохранные законы «были недостаточно увязаны с остальным действующим законодательством, практически не подкреплены подзаконными правовыми нормами и не всегда в достаточной мере согласованы нормативные положения союзного законодательства с республиканским»6.

Во главу угла при создании управленческих и контрольных структур в области природопользования и природоохраны ставились политика, идеология и воззрения отдельных лидеров на механизм управления природой и наукой. Достаточно вспомнить высказывание «вождя всех народов» о том, в обозримый исторический период природные ресурсы неисчерпаемы7. А.К. Голиченков делает вывод о том, что на протяжении всего социалистического периода продолжалось упорное развитие ведомственно-отраслевой системы органов, выполняющих экологическую функцию и это несмотря на очевидную несостоятельность постулата «охраняет природный ресурс, тот кто использует»8.

Основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализацию норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояние окружающей среды — эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды9.

В свете вступления России во Всемирную торговую организацию. происходящей трансформации общественных экономических отношений, введения многообразия форм собственности на природные ресурсы, следует внести изменения в нормативные акты по вопросах определения и защиты экологических прав человека и гражданина, поскольку именно в этом состоит важнейшее условие формирования передового экологического законодательства на современном этапе, его гармонизации с прогрессивным международным и национальным законодательством.

7 Сталин И. В. О диалектиком и историческом материализме. М, 1953.

8 Голиченко А. К. Экологический контроль: теория и практика правового регулирования. Дис. док. юрид. наук. М. , 1992

9 СП СССР. 1973. № 2. Ст. 6; СП СССР. 1979. № 2. Ст. 6: СП СССР. 1988. № 6. Ст. 14