Закон о полиции регламент

Вступил в силу новый административный регламент ГИБДД

Инспекторы теперь могут останавливать автомобили для проверки вне постов ДПС

Москва. 20 октября. INTERFAX.RU — С 20-го октября в России вступил в силу новый административный регламент ГИБДД, заменивший документ, действовавший с 2009-го года; его текст опубликован на интернет-портале правовой информации.

Одним из главных нововведений является норма, позволяющая инспекторам останавливать автомобили для проверки вне постов ДПС. Согласно тексту документа, «место, время, формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками полиции определяются руководителем подразделения ДПС». При этом патрульный автомобиль должен быть отчетливо виден всем участникам дорожного движения.

Кроме того, сотрудники ГАИ больше не будут выдавать справки о ДТП, которые предоставлялись в страховые компании для последующих выплат.

Как пояснил ранее начальник Управления дорожно-патрульной службы, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России Александр Быков, вся необходимая для страховых компаний информация будет отражаться в «процессуальных документах, таких, как определение о возбуждении административного производства, протокол об административном правонарушении либо постановление по делу административного правонарушения».

Также в регламенте отмечается, что при остановке автомобиля сотруднику полиции можно предъявить как бумажный полис ОСАГО, так и электронный полис, который также должен быть распечатан на бумаге.

Согласно регламенту, водители больше не будут самостоятельно возвращаться к своим автомобилям после пройденного на стационарных постах медосвидетельствования. По словам Быкова, «если медосвидетельствование происходило на стационарном посту, куда водитель был доставлен, и водитель признан трезвым, то сотрудник ГИБДД обязан вернуть его к автомобилю.

Он также рассказал, как с 20 октября будет регламентироваться поведение сотрудников ГАИ.

«Дискуссию вызывала норма, касающаяся запрета курения при разговоре с участниками дорожного движения. В окончательной редакции эта норма была исключена. Но это не значит, что сотрудник может при общении с участниками дорожного движения курить и дымить им в лицо», — сказал представитель ГИБДД.

Он рассказал, что сотрудники ДПС в разговоре с участниками дорожного движения обязаны быть вежливыми, тактичными, обращаться на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного и двоякого их понимания.

Из текста регламента была исключена норма, обязывающая сотрудников ДПС не препятствовать съемке их на видеокамеру, однако Быков подчеркнул, что это не означает запрета на эту съемку. По его словам, решение об исключении этой нормы «обусловлено исчерпывающим перечнем обязанностей, возложенных на полицию, предусмотренных законом «О полиции».

«Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом», — подчеркнул он.

Новый регламент ГИБДД. К чему надо привыкать водителям

ФОТО : «Мир 24» / Дмитрий Белицкий (МТРК «Мир»)

С пятницы, 20 октября, вступает в силу новый административный регламент ГИБДД, который, как обещают в ведомстве, обеспечат «надлежащий уровень защищенности граждан» и сведет к минимуму «возможные злоупотребления». «МИР 24» разобрал наиболее важные изменения, а также проверил слухи, возникшие в ходе обсуждения документа.

Многих автовладельцев взбудоражила информация о том, что автоинспекторам опять разрешат устраивать засады на трассах. «Патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», — говорится в документе, что, на первый взгляд, только подтверждает опасения.

Однако начальник управления ДПС, спецмероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков подчеркнул, что речь идет только об устранении пробелов в законодательстве. По его словам, основной посыл этого пункта в том, что «автомобиль ДПС должен быть четко и отчетливо виден участникам дорожного движения». Но если это требование в силу особенностей местности или рельефа дороги исполнить нельзя, то инспекторы могут оставить машину исходя из соображений безопасности.

Другими словами, прятаться в лесу на ровном участке трассы, а потом внезапно появляться перед водителями, сотрудники ГИБДД права по новому регламенту все равно не получат. И напомним, что составить административный протокол о правонарушении, передвигаясь на машине, не имеющей цветографической схемы, гаишники тоже не смогут.

Съемка на видео

Еще одним заблуждением относительно новых правил стал якобы вводимый запрет на съемку общения с автоинспектором. Действительно, из регламента пропал разрешающий пункт, но и запрета там нет. В ГИБДД объяснили это избыточностью нормы: ведь разрешение снимать разговор предусмотрено законом «О полиции».

«Из новой редакции регламента исключена норма, обязывающая сотрудников полиции не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамер, видеокамер и звукозаписывающей аппаратуры. Это решение обусловлено исчерпывающим перечнем обязанностей, возложенных на полицию, и исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом», — указал Быков.

Впрочем, как полагают эксперты, нельзя исключать случаев, когда недобросовестные сотрудники ГАИ решат пугать водителей отсутствием разрешения и требовать прекратить съемку.

Вежливость

Однако пугать, по крайней мере теоретически, должно стать сложнее. Ведь новый регламент прямо запрещает гаишникам несправедливо обвинять водителей, дискриминировать их по любым признакам — полу, возрасту, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным предпочтениям. Нельзя проявлять грубость, допускать пренебрежительный тон, оскорбительные выражения и реплики, а также провоцировать на них. Если же водитель находится в состоянии нервного возбуждения, то сотрудник ДПС обязан дать ему время успокоиться и только потом продолжить разговор.

Фото: Татьяна Константинова, «Мир 24».

Впрочем, автоэксперты отмечают, что проблема хамства на дорогах сейчас стоит далеко не так остро, как несколько лет назад. То есть регламент просто закрепляет существующий порядок.

Что интересно, в первых проектах документа сотрудникам ДПС запрещалось не только грубо выражаться, но и курить. В утвержденной редакции этот пункт исчез. Это произошло из-за того, что он дублирует положение кодекса этики и служебного поведения государственных служащих России, в который норма включена.

Проверка документов

Никаких существенных изменений нет и в пункте о возвращении права на проверку документов вне стационарных постов. Лишение сотрудников ГИБДД этой возможности в ведомстве признали ошибкой, так как оно, отмечал замминистра внутренних дел Александр Горовой, принималось без учета географии и транспортной логистики России.

Дело в том, что сейчас гаишник не может остановить автомобиль вне стационарного поста и проверить документы, если у него нет на это конкретной причины. Вместе с тем список допустимых причин таков, что сотрудник ДПС практически всегда может объяснить остановку. Он может сослаться на собственное подозрение, на проходящее мероприятие (например, «трезвый водитель»), на ориентировку и т. д. Однако многие водители начинают разговор с инспектором со скандала, требуя пояснить остановку и не принимая во внимания какие-либо приводимые им причины. Таким образом, с 20 октября автоинспектору не придется объяснять свое желание проверить документы. К слову, нельзя забывать, что проверить документы могут не только у водителя, но и у пассажиров.

Новый регламент дает инспектору право потребовать от водителя выйти из своего автомобиля. Для этого у него должны заметить признаки опьянения или болезненного состояния. Также водителю могут предложить сесть в машину ДПС, но делать это он не обязан.

Пожаловаться на инспектора можно, позвонив в дежурную часть ГИБДД. Там обязаны ответить на вопрос, правомерна ли работа экипажа ДПС на данном участке дорожной сети.

Лишение прав и медосвидетельствование

Новый регламент разрешает уехать с места нарушения с водительскими правами. Сдать их можно в течение трех дней после нарушения, а не сразу на месте, как принято сейчас.

Статья 223 поможет водителям, которых неправомерно заподозрили в пьянстве за рулем. Если гражданина забрали в медцентр, а тесты не подтвердили подозрения, то экипажу придется доставить водителя обратно к его автомобилю.

Регламент закрывает и еще один пробел. Теперь сами документы водителям придется передавать без «удерживающих устройств». Сейчас в России распространена практика, когда гражданин пристегивает свои права и другие документы цепочкой, длина которой иногда даже не позволяет проверить их.

Временные знаки

Этот пункт, вероятно, может породить немало проблем. Если действующие правила запрещают применять средства автоматической фиксации нарушений в местах установки временных дорожных знаков, то теперь этот пункт исчез. А это значит, что водитель может получить штраф даже в том случае, если временный знак был установлен с нарушениями или упал из-за сильного ветра. Если у инспектора есть бумага об установке знака (получить ее он может, например, у подрядной организации, ремонтирующей участок дороги), то доказывать, что его там не стояло, придется оштрафованному. Что возможно разве что с помощью записи видеорегистратора.

Сотрудникам ГИБДД следует помогать водителям организовать транспортировку машины, если та сломается, содействовать в охране имущества поврежденных автомобилей, а также помогать детям и инвалидам переходить дорогу.

В целом же, согласно документу, наряды ДПС будут ориентированы на наблюдение за дорожной ситуацией в местах наибольшей аварийности и на потенциально опасных участках. Всего же административный регламент состоит из 137 листов, поэтому появление подводных камней, которые не предсказали заранее, возможно.

Ваши права

В прежней версии этого регламента, утвержденного приказом МВД № 664, при необходимости воспользоваться чужой машиной, сотрудник ДПС должен был разъяснить водителю ответственность за отказ, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Однако такая формулировка не понравилась Генеральной прокуратуре.

Дело в том, что часть 1 статьи 19.3 предусматривает наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. За это водителю грозит штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток. Но дело в том, что в КоАП уже есть новелла, предусматривающая наказание за непредоставление транспортного средства сотруднику полиции. Это часть 1 статьи 12.25. А она предусматривает наказание только в виде штрафа 500 рублей. Поэтому Генпрокуратура сочла ссылку на более суровую статью вольным трактованием Кодекса.

Надо сказать, что часть 1 статьи 19.3 стала довольно часто применяться в отношениях сотрудник ДПС — водитель в последнее время. За тонировку также положен только штраф. Однако, если в течение суток после того, как инспектор выписал постановление, тонировка осталась на месте, водителя также привлекают за невыполнение законного требования полиции. Известны случаи, когда люди за это попадали под арест.

Сейчас сотрудник ДПС должен будет разъяснить последствия отказа в предоставлении машины, ссылаясь на законодательство. Конкретная статья не указывается. Из возможностей для проверки исключена формулировка, согласно которой инспектор мог остановить по подозрению в совершении административного нарушения. Мол, кажется мне, что вы где-то выехали на встречку, предоставьте документы. Осталось только подозрение в совершении преступления или о том, что документы находятся в розыске.

Напомним, что приказ № 664, в который и вносятся эти поправки, был принят взамен устаревшего знаменитого приказа № 185, устанавливающего все тонкости общения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. Он вступил в силу в октябре прошлого, но уже потребовал поправок. Причем поправки появились в нем не просто так, а по требованию Генпрокуратуры, которая сочла некоторые положения этого документа не соответствующими действующему законодательству. В свое время точно такая же история была и со 185 приказом. Дело в том, что в первоначальной редакции 185 приказ давал возможность сотрудникам ГИБДД отстранять от руля находящихся в нетрезвом состоянии прокуроров и судей. А также оформлять в отношении них административные протоколы. Однако, прокуратура потребовала убрать этот пункт.

В новом 664 приказе в отношении прокуроров действовали старые нормы. То есть составлять протоколы в их отношении нельзя, отстранять от управления тоже нельзя. Но требуется писать рапорт руководству, который руководство направит в прокуратуру. А в отношении судей вновь появилась возможность оформлять нарушения, как и в отношении обычных граждан. Однако поправки вернули все обратно.

В отношении судей сотрудник ДПС тоже может составить только рапорт своему руководству.

Новый регламент ГИБДД. Как жить будем?

С 20 октября 2017 года в силу вступает новый регламент ГИБДД. Среди автомобилистов документ успел наделать много шума. Какие-то нормы вызвали резкое осуждение, какие-то непонимание, а какие-то и вовсе оказались незамеченными. Есть вероятность, что регламент будет дорабатываться и меняться. Но суть в том, что жить нам с ним уже сегодня. И без экспертных комментариев и анализа главных нововведений тут не разобраться.

Запрет видеосъёмки

То, что из регламента был изъят пункт о съёмке работы автоинспекторов вызвало, пожалуй, наибольший резонанс. Имея равные права на видеофиксацию с сотрудниками ГАИ, водители чувствовали себя более защищёнными. Автоэкспертам пришлось срочно разъяснять: ничего не изменится.

«В СМИ было много шума, что с сегодняшнего дня инспекторов ГИБДД нельзя снимать на видео, потому что данную норму убрали из этого приказа. Но этот приказ вовсе не отменяет конституционное право граждан получать, сохранять и распространять информацию. Инспектора ГИБДД снимать на видео можно не зависимо от того, что написано в приказе МВД. К сожалению, инспекторы у нас плохо знают Конституцию и Федеральные Законы, и приказ министра был дня них как-то роднее. В своё время я даже специально попросил добавить это как норму в предыдущий приказ. Почему её убрали сейчас я не знаю. На следующей неделе я встречаюсь с начальником ГИБДД РФ, обязательно задам этот вопрос и попрошу вернуть обратно эту норму. Потому что, увы, многие инспекторы, особенно в глубинке, комментарии не читают и для них Федеральный Закон не так важен, как приказ министра», — прокомментировал ситуацию вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.

Подтвердить точку зрения эксперта поспешили и в ГИБДД. На пресс-конференции, посвящённой вступлению в силу нового регламента, начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД России Александр Быков сообщил:

«Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом».

В том, что касается видеофиксации пассажиров инспекторами тоже есть важные технические нововведения.

  • Во-первых, согласно новому регламенту, места, где установлены временные знаки, теперь должны быть оборудованы камерами.
  • Во-вторых, на службу автоинспекторам теперь официально приходят дроны. Око ГИБДД становится вездесущим.

Проверки вне постов

Вторым по степени вызванного резонанса нововведением стало данное автоинспекторам право самостоятельно определять место, где они будут надзирать за дорожной обстановкой. О понятии «гаишная засада» многие успели позабыть, а открытость действий сотрудников ГИБДД давала приятное ощущение свободы. Но эксперты утверждают, что на самом деле, по сути, ничего не меняется.

«Исключения для остановки вне постов были всегда: спецоперации, подозрения, что автомобиль находится в розыске. Инспектор, в этих случаях, имел право остановить автомобиль и проверить. Так что, тут мало что поменялось. Просто раньше нас такие остановки нас возмущали и вызывали конфликты. Сейчас регламент просто привели в соответствие с действительностью», — комментирует Александр Холодов

Ещё яснее становится ситуация, если внимательно вчитаться в сам документ, а не опираться на громкие заголовки.

«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», — сказано в регламенте.

То есть, ни о каких «изощрённых хитростях» типа засады инспекторов на гражданском автомобиле речь не идёт. Более того, хоть регламент и даёт инспекторам свободу в выборе места для дежурства, он в тоже время и ограничивает их. Дело в том, что наряд ГИБДД обязан иметь при себе маршрутную карту, в которой будет указан ареал их деятельности.

Связаны эти нововведения ещё и с тем, что количество стационарных постов значительно сократилось, а вот автопарк ГИБДД увеличился.

«С учетом сокращения финансирования вопрос об увеличении личного состава не рассматривается», — отчитался Александр Быков, добавив, что сейчас количество сотрудников ДПС в России не превышает 55 тысяч человек.

Быков также уточнил, что число стационарных постов ДПС сократилось за последние пять лет более чем в три раза, а автопарк за этот же период вырос на 6 млн автомобилей. Таким образом, дорожная полиция стала более мобильной, что, согласитесь, логично.

ДТП без справки о ДТП

Зато вне зоны общественного резонанса остались моменты, которые у экспертов вызывают куда больше тревоги и опасений. Например, то, что сотрудники ДПС теперь не будут оформлять справки о ДТП, что может вызвать сложности в общении со страховыми компаниями.

«Я думаю, что в ближайшее время в страховых компаниях будут столпотворения автомобилистов, которые будут пытаться убедить страховые компании, что отсутствие справки — это нормально. То есть переходный период некоего взаимонепонимания, к сожалению, обязательно будет. Получается, что ГАИ будет выдавать какие-то обычные определения, протоколы или постановления. И есть риск, что из этих документов будет не понятно, например, сколько всего участников ДТП, были ли другие пострадавшие, другие участники аварии. Да, думаю, в переходный период у водителей будут проблемы со страховыми компаниями. Но вот по мнению ГАИ такой документ не нужен, избыточен. По этим правилам мы начинаем жить с сегодняшнего дня. Где-то ГАИ, может быть, по старинке будет этот документ выдавать. Но, с точки зрения приказа МВД, этого документа больше нет», — высказал опасения вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.

«ГИБДД абсолютно сознательно убрало этот документ. Справка отчасти дублируется другими документами – определением, постановлением, протоколом. Но мне, например, будет не хватать этой справки. Потому что из неё более чётко и понятно следовало, сколько участников ДТП, какие пострадавшие, какие повреждения, что произошло. То есть, если функции определений, протоколов, постановлений не расширятся, то будет очень сложно понять по бумагам все обстоятельства ДТП».

Это ещё один момент в регламенте, который, как считают эксперты, может быть подвергнут реформированию в ближайшее время. Но произойдёт ли это, пока, не известно, а жить без справки о ДТП нам предстоит уже с сегодняшнего дня.

Есть и ещё одно важное нововведение, связанное со страховками. В соответствии с новым регламентом, обладатели электронных полисов ОСАГО теперь обязаны возить с собой его распечатанную версию. Отсутствие документа в бумажном виде автоинспектор может прировнять к отсутствие автогражданской страховки как таковой.

Проверка пассажиров

Это ещё одна ситуация в которой, на самом деле, ничего не изменилось. Проверка автоинспектором документов водителя – это норма. А вот попытка проверки пассажиров всегда вызывала недоумение. Мол, вы же дорожный полицейский, а я не за рулём. Но тут кроется очень банальная логическая ошибка. Автоинспектор – это такой же сотрудник МВД, как и любой другой полицейский, и полномочия у него такие же.

Кодекс гаишника: Изучаем новый регламент ГИБДД

Что меняется в отношениях водитель — инспектор

20 ноября вступает в силу новая редакция документа, который описывает права и обязанности сотрудника ГИБДД — административного регламента (приказ МВД РФ № 664). Как он повлияет на отношения инспекторов и водителей?

На злобу дня

Смысл новой редакции понятен: привести регламент в соответствие с реалиями. Например, в нем появилось вполне логичное требование организовать доставку водителя из медцентра до автомобиля, если во время медосвидетельствования не подтвердилось состояние опьянения.

Этический вопрос

Многие мелкие изменения относятся к этике инспектора: ему запрещено дискриминировать водителей по любому признаку, включая расовый, высказываться неуважительно, провоцировать противоправные действия. Зато исчез запрет на курение — последнее, правда, сделано не потому, что курить разрешили, а чтобы не дублировать требование, которое прописано в Кодексе этики госслужащих.

Несъемный инспектор

Но исчезло, например, и прямое разрешение снимать инспектора, которое в прежнем регламенте было прописано четко: сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. Исключением были случаи, когда съемка запрещена законом.

Такое изменение многие трактовали, как запрет снимать инспектора. Это не так: право снимать инспектора есть у водителя согласно Конституции РФ (п. 4, ст. 29), а также не противоречит закону об «Информации…» и другим нормативным актам, поэтому де-факто из регламента просто убрали избыточную фразу. А значит, угрозы инспекторов применить арест за невыполнение требования прекратить съемку по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ незаконны, кроме исключительных ситуаций (государственная тайна).

Вместе с тем, растиражированный СМИ якобы запрет на съемку инспектора может сыграть злую шутку: опрошенные нами правозащитники сошлись во мнении, что рядовые инспекторы не читают регламент сами, а ориентируются на общий информационный фон. И отсутствие прямого запрета не препятствовать съемке будет трактовано ими по-своему.