Участие прокурора в суде надзорной инстанции при рассмотрении дела

Содержание:

Участие прокурора в суде надзорной инстанции при рассмотрении дела

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии надзорного производства

Участие прокурора в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

Право на обращение в суд надзорной инстанции предусмотрено ст. 376 ГПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 41 ГПК РФ, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ.

Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора. В соответствии со ст. 377 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно, в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими: по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ.

Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

В соответствии со ст. 378 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. В случае, если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 4 ст. 377 ГПК РФ. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

В случае, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в ст. 377 ГПК РФ подсудностью, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передаются на рассмотрение судьи данного суда.

В соответствии со ст. 380 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:

1) жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК РФ;

2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ.

Рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора регламентировано ст. 381 ГПК РФ. В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:

1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;

2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление. В определении суда должны быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

5) основание для отказа в истребовании дела.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве. В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение об истребовании дела.

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции предусмотрен ст. 386 ГПК РФ. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

1) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

2) Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;

3) должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В судебном заседании докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику. Лица, указанные в ч. 3 ст. 386 ГПК РФ, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора. По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ выносят определения.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О принятом судом надзорной инстанции определении (постановлении) информируются участвующие в деле лица.

Прокурор, участвуя в рассмотрении дела судом надзорной инстанции, поддерживает протест, принесенный им или вышестоящим прокурором, или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. Суд надзорной инстанции при рассмотрении дела не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме. Это обязывает прокурора при даче заключения учитывать не только доводы, содержащиеся в протесте, но и все иные существенные нарушения норм материального и процессуального права. Если таковые будут установлены, прокурор дает заключение об отмене решения с учетом этих нарушений.

36. Участие прокурора в суде кассационной инстанции и в стадии пересмотра дела в порядке надзора

36. Участие прокурора в суде кассационной инстанции и в стадии пересмотра дела в порядке надзора

Согласно ГПК, прокурор не только имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, но также принять участие в процессе проверки законности и обоснованности судебных решений и постановлений, которые не вступили в законную силу. Такое участие прокурора тоже направлено на защиту прав граждан и государственных интересов, оно содействует выполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дел и принятию судебных решений, которые основываются на законе. Прокурор имеет право вносить кассационные или отдельные представления на решения и постановления суда первой инстанции в делах или по вопросам, рассмотренным при участии прокурора.

Для возбуждения кассационного производства прокурор вносит кассационное представление на решение и отдельное представление на постановление суда первой инстанции. Основание для внесения представления – незаконность и необоснованность решения и постановления суда. Кассационное представление выполняется в письменной форме, должно содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законом, положенные подписи и др.

Прокурор имеет право принимать участие в стадии пересмотра дела в порядке надзора. В заседании суда надзорной инстанции в случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, принимает участие: прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в Президиуме Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и т. д.

Протест в порядке надзора выполняется так же, как и в случае кассационного представления. Прокурор, который вносит протест в порядке надзора, имеет право остановить выполнение соответствующих решений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Внесенный прокурором протест может быть отозван, изменен или дополнен им до начала рассмотрения дела судом, а вышестоящим прокурором – дополнен или изменен. В ходе рассмотрения дела протест не может быть отозван или изменен.

Похожие главы из других книг

Статья 286. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции

Статья 286. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции 1. Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения

Статья 347. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции

Статья 347. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции 1. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,

Статья 348. Сроки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции

Статья 348. Сроки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции 1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд должны рассмотреть поступившее по

СТАТЬЯ 347. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции

СТАТЬЯ 347. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции 1. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,

СТАТЬЯ 348. Сроки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции

СТАТЬЯ 348. Сроки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции 1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд должны рассмотреть поступившее по

Статья 286. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции

Статья 286. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции 1. Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения

§ 2 Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции

§ 2 Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции Как лицо, участвующее в деле, прокурор обладает широким кругом процессуальных прав.Так, он вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы и другие ходатайства, представлять

Статья 286. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции

Статья 286. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции 1. Проверка законности обжалованных судебных актов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции по действующему закону, в отличие от предыдущего, не производится в полном

uristinfo.net

9.5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в органы прокуратуры.
Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб, в том числе и на вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам, основаны на положениях Конституции, согласно которым право на обращение является одним из основных прав и свобод граждан и важным конституционным средством их защиты.
В соответствии с приказом Генерального прокурора № 185 от 20.11.2007 “Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства” прокуроры должны рассматривать не только жалобы лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК, но также и других граждан, заинтересованных в исходе уголовного дела.
Подобный подход обусловлен необходимостью оказания более эффективного влияния на формирование уголовно-процессуальной политики, единой практики правоприменения, а также тем, что обращения граждан в прокуратуру могут содержать информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.
Надзорное представление прокурора, составленное в соответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение. К надзорным жалобе и представлению прилагаются:
1) копии приговора и иного судебного решения, которые обжалуются;
2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе и представлении. Генеральный прокурор РФ требует обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления следует обжаловать председателю соответствующего суда либо его заместителю.
При проверке жалобы помимо судебных решений прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, а при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки он может выносить постановление об отказе в принесении представления в порядке надзора либо готовить проект представления. О принятом решении прокурор должен уведомить заявителя.
В связи с тем что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, то после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление и прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания, ему следует обращаться с проектом надзорного представления к вышестоящему прокурору.
Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции следует тщательно готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем его, по результатам ознакомления составлять заключение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.
В соответствии с законом (ст. 407 УПК) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.
В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда следует принимать участие руководителям прокуратур субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам. В заседании Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ должны участвовать соответственно прокуроры управлений по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры. В заседании Президиума Верховного Суда РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ и его заместители.
В случае необоснованного отклонения надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласия с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты прокурор должен ставить в пределах установленной компетенции (с приложением всех необходимых материалов) вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд.
Руководители прокуратуры при оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом должны исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учитывать проявленную активность, профессиональное мастерство и объективность занятой позиции. Следует стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала развитию его творческой инициативы, служила стимулом к надлежащему выполнению им служебного и нравственного долга.

uristinfo.net

§ 4. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии надзорного производства

Надзорное производство по гражданским делам, так же как и в уголовном судопроизводстве, является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматривается незаконных и необоснованных решений больше, чем в кассационном порядке. Происходит это, главным образом, вследствие неудовлетворительной работы прокуроров, осуществляющих надзор за законностью решений, определений и постановлений судов первой и кассационной инстанций, которые своевременно не принимают надлежащих мер к исправлению ошибок этих судов. Надзорное производство по гражданским делам призвано исправлять эти ошибки. Участие прокурора в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу. Генеральный прокурор РФ предлагает подчиненным прокурорам правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие судебные решения. При отсутствии оснований для принесения протеста предлагается составлять мотивированное заключение с сообщением заявителю результатов рассмотрения его жалобы с изложением мотивов отказа.
Обобщения производств прокуроров в надзорном порядке, проведенные Генеральной прокуратурой России, показывают, что в целом надзорное производство по гражданским делам в органах прокуратуры осуществляется правильно. Многие неправосудные решения исправляются по протестам прокуроров. Однако не все прокуроры выполняют указания Генерального прокурора о своевременном и правильном рассмотрении жалоб и проверке гражданских дел. Некоторые дела изучались прокурорами невнимательно, без учета существенных доводов, содержащихся в жалобах, в результате чего по делам принимались необоснованные решения об отказе в принесении протеста. Это порождает направление гражданами и должностными лицами повторных жалоб и обращение в центральные органы прокуратуры и правосудия, тогда как подавляющее большинство таких жалоб могло бы получить правильное разрешение на местах. Вследствие недостаточно глубокого анализа материалов гражданского дела и жалоб, а также ошибок в применении норм материального и процессуального права некоторые прокуроры приносят необоснованные протесты. В результате суды надзорной инстанции отклоняют около 15% протестов, принесенных прокурорами. Определенная часть постановлений и определений судов, которыми отклонены надзорные протесты прокуроров, пересматриваются вышестоящими судами надзорных инстанций (около 5%), однако то, что отклоняется каждый десятый протест прокуроров, свидетельствует о серьезных недостатках в подготовке надзорных протестов.
Некоторые прокуроры не проявляют должной принципиальности и в тех случаях, когда необоснованно отклоняются их протесты, они не переносят решения этих вопросов на рассмотрение вышестоящих прокуроров и не добиваются отмены необоснованных и незаконных постановлений и определений судов надзорной инстанции. В то же время до сих пор не исключены из практики случаи необоснованного отзыва протестов прокуроров с рассмотрения суда надзорной инстанции. Бывает и такое, когда прокурор района или города вносит вышестоящему прокурору представление об опротестовании в порядке надзора незаконного определения кассационной инстанции, отменившей законное и обоснованное решение, но оно не поддерживается вышестоящим прокурором.
Субъектами надзорного опротестования являются прокуроры, перечень которых содержится в ст. 320 ГПК1. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Свои полномочия по принесению надзорных протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки мировых судей, судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом надзорного опротестования могут быть также решения и определения суда апелляционной инстанции (ст. 31810 ГПК), определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения судов первой инстанции, и наоборот, оставлялись без изменения решения незаконные и необоснованные, а протесты и жалобы, принесенные на предмет их отмены, необоснованно отклонялись апелляционными или кассационными инстанциями. Определенная часть надзорных протестов приносится прокурорами в связи с необходимостью отмены или изменения определений и постановлений самих надзорных инстанций, которые не соответствуют или противоречат закону. Допустим, президиум областного суда отклонил протест прокурора области. Последний вносит представление Генеральному прокурору РФ, и тот приносит протест в Верховный Суд РФ, в котором предлагает отменить постановление президиума областного суда.
Закон (ст. 322 ГПК) предоставляет прокурорам, приносящим надзорный протест, а также прокурорам районов и городов право истребования из суда гражданских дел для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано лишь в том случае, когда решение по нему вступило в законную силу. Поводами для истребования и проверки дела могут быть жалобы сторон, третьих лиц, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, сообщения в печати и в других средствах массовой информации, результаты проверки деятельности судов, а также усмотрение самого прокурора. Иначе говоря, любой сигнал о незаконности судебного решения служит поводом для производства по делу в порядке надзора.
Каждая жалоба на решение, вступившее в законную силу, подлежит тщательной проверке. При этом не может быть без внимания оставлен ни один довод, приведенный в жалобе. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение об отказе в принесении протеста или о принесении протеста.
В случае отклонения жалобы прокурор составляет заключение. В нем указывается: содержание решения Мирового судьи, суда· первой инстанции, апелляционного или кассационного определения; наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; ссылка на доказательства, опровергающие доводы жалобы; материальные и процессуальные основания, в силу которых решения суда признаются законными и обоснованными; решение об отказе в принесении протеста и сообщении заинтересованному лицу о принятом решении. При составлении заключения прокурор руководствуется ст. 322 ГПК. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. После этого заключение приобретает силу процессуального документа. Оно остается в надзорном производстве, которое хранится в отделе по надзору по гражданским делам прокуратуры субъекта РФ. К заключению могут обратиться в последующем и другие прокуроры, которым предстоит проверять жалобы на решение суда. Автору жалобы прокурор сообщает о принятом решении. При этом от прокурора требуется, чтобы он подробно, с указанием мотивов, убедительно и в уважительной форме сообщил заинтересованному лицу о своем решении. При этом автору жалобы должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Ответ должен быть подписан прокурором субъекта РФ или заместителями этих прокуроров. Если лицо, получившее это сообщение, не согласится с принятым решением, оно обращается с жалобой к вышестоящему прокурору, приложив к жалобе ответ этого прокурора. В этом случае вышестоящая прокуратура обязана принять жалобу к своему производству, истребовать дело и проверить его. Закон о прокуратуре (ст. 10) запрещает прокурорам пересылать жалобы тем прокурорам, на решения которых приносится жалоба.
В случае необходимости прокуроры вправе приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде и направляется в суд, принявший решение по делу. Некоторые прокуроры ошибочно направляют указание о приостановлении решения в суд, который будет впоследствии рассматривать его надзорный протест.
При принесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона (ст. 330 ГПК) об основаниях к отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений судов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права. Существенными нарушениями процессуального закона являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; нарушение принципа независимости судей; нарушение принципа о национальном языке судопроизводства; рассмотрение дела в отсутствие лиц, которые не были своевременно извещены о месте и времени судебного заседания, и др. Нарушения норм материального права заключаются в неприменении судами закона, подлежащего применению; в применении закона, не подлежащего применению; неправильном толковании закона. Необоснованность решения означает, что фактические обстоятельства, имеющие значение по делу, не были проверены, как того требует закон — всесторонне, полно и объективно.
К надзорному протесту прокурора предъявляются те же требования, что и к кассационному. Его содержание должно быть объективным, с подробным изложением фактических обстоятельств дела; выводы должны быть мотивированными; предложения о судьбе опротестованных решений должны быть основаны на нормах материального и процессуального права. Целесообразно, чтобы в протесте содержалось изложение наиболее существенных мотивов жалобы, послуживших поводом к принесению протеста. В необходимых случаях жалоба или ее копия должны быть приложены к протесту.
Прокуроры, принесшие протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела (ст. 37 Закона о прокуратуре). Вышестоящему прокурору такое право не предоставлено. Это свидетельство повышения процессуальной самостоятельности прокуроров, принесших надзорные протесты, и в то же время повышения их ответственности за качество приносимых протестов. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела необоснованный протест не может быть отозван, он подлежит отклонению (ст. 326 ГПК).
Суд, рассматривающий дело, обязан заблаговременно известить прокурора о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 328 ГПК участие Генерального прокурора РФ в заседании Президиума Верховного Суда РФ, а прокурора субъекта РФ в заседании президиума соответствующего суда обязательно. В практике есть факты, когда в рассмотрении дела участвуют не прокуроры субъектов РФ, как того требует закон, а их заместители. Это является существенным нарушением закона. Заместитель прокурора вправе участвовать в рассмотрении дела, если он исполняет обязанности прокурора субъекта РФ. При отсутствии прокурора рассмотрение дела должно быть отложено.
Прокурор, участвующий в рассмотрении гражданского дела в надзорной инстанции, проверяет полномочия суда данного состава на рассмотрение конкретного дела. Если кто-то из судей неправомочен участвовать в рассмотрении деда, прокурор заявляет ему отвод.
Прокурор, участвуя в рассмотрении дела судом надзорной инстанции, поддерживает протест, принесенный им или вышестоящим прокурором, или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. При даче заключения прокурор указывает мотивы, в силу которых он считает протест обоснованным или необоснованным. Суд надзорной инстанции при рассмотрении дела не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме. Это обязывает прокурора при даче заключения учитывать не только доводы, содержащиеся в протесте, но и все иные существенные нарушения норм материального и процессуального права. Если таковые будут установлены, прокурор дает заключение об отмене решения с учетом этих нарушений.
Деятельность прокурора в суде надзорной инстанции заканчивается его надзором за законностью и обоснованностью постановления или определения суда надзорной инстанции. Если оно является незаконным или необоснованным, прокурор входит с представлением к вышестоящему прокурору о его отмене или изменении.
Близко по правовой природе и процессуальному значению к надзорному производству стоит возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам. По этой причине некоторые прокуроры при исправлении судебных ошибок подменяют один вид производства другим, и вместо того, чтобы обратиться в суд, вынесший решение о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, приносят по делу надзорный протест. В отличие от уголовного судопроизводства возобновляет гражданское дело по вновь открывшимся обстоятельствам не прокурор (ст. 384 УПК), а суд, вынесший решение, подлежащее пересмотру (ст. 333′ ГПК).
Проверяя дело, прокурор учитывает особенности оснований к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333 ГПК). Этими основаниями являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные показания эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов или вещественных доказательств, повлекших за собою вынесение незаконного или необоснованного решения; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, или преступные действия судей, допущенные при рассмотрении данного дела; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.
Установив новые обстоятельства, прокурор в течение трех месяцев со дня их обнаружения подает заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные фактические обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он дает обоснование их существенного значения по делу и указывает, в силу каких причин они не были известны.
Если речь идет о лжесвидетельстве, ложности заключения эксперта или перевода, а также о злоупотреблении судей, прокурор прилагает к заявлению копию вступившего в законную силу приговора в отношении виновных лиц. В указанных случаях прокурор приводит мотивы, в силу которых нельзя признать законным и обоснованным решение по делу. Если новые обстоятельства не повлекли за собою принятия судом незаконного или необоснованного решения, он отказывает в принесении заявления и сообщает об этом заинтересованным лицам.
Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Прокурор в суде дает заключение об обоснованности заявления и о необходимости его удовлетворения. В случае отмены решения дело рассматривается судом в обычном порядке. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить решение, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказывая в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.
В случае отмены решения, определения или постановления дело рассматривается в обычном порядке (ст. 337 ГПК).

Участие прокурора в производстве в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции осуществляется в соответствии с гл. 48.1 УПК РФ. Статьей 412.1 Кодекса предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ, в том числе по представлениям:

1) Генерального прокурора РФ и его заместителей;

2) прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и их заместителей.

Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда. В Президиум ВС РФ обжалуются вступившие в законную силу:

1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3) определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума ВС РФ.

Согласно ст. 412.2 УПК РФ надзорное представление подается непосредственно в ВС РФ. Перечисленные выше судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине прокурор, имеющий право подать представление, может ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УРК РФ.

Пункт 27 приказа № 465 предписывает при решении вопроса о принесении надзорного представления выяснять, пересматривались ли соответствующие судебные решения в надзорном порядке по жалобам иных участников уголовного процесса.

Надзорное представление в соответствии со ст. 412.3 УПК РФ должно содержать: 1) наименование суда, в который оно подается; 2) данные о лице, подавшем представление, с указанием его процессуального положения; 3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 4) указание на судебные решения, которые обжалуются; 5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; 6) просьбу лица, подавшего представление. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем. К представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

В силу ст. 412.4 УПК РФ надзорное представление возвращается без рассмотрения по существу, если: 1) оно не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 412.3 Кодекса; 2) оно подано лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; 3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора; 4) поступила просьба о его отзыве; 5) оно подано с нарушением правил, установленных ч. 3 ст. 412.1 Кодекса. Представление должно быть возвращено в течение 10 дней со дня его поступления в суд надзорной инстанции.

Согласно ст. 412.5 УПК РФ надзорное представление, поданное в соответствии с установленными ст. 412.1—412.3 Кодекса правилами, изучается судьей ВС РФ по материалам, приложенным к представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела. По результатам изучения надзорного представления судья ВС РФ выносит постановление: 1) об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора. При этом надзорное представление, а также копии обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции; 2) о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорное представление рассматривается в ВС РФ в течение одного месяца со дня его поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня его поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

В соответствии со ст. 412.9 УПК основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела. Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 Кодекса, т.е. когда в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно. В силу п. 31 приказа № 465 в заседании Президиума ВС РФ принимают участие Генеральный прокурор РФ или его заместители.

Прокурор вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум ВС РФ принимает постановление, которое выносится и обращается к исполнению в порядке, предусмотренном ст. 389.33УПК РФ.

Согласно ст. 412.11 УПК РФ по результатам рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе: 1) оставить надзорное представление без удовлетворения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение; 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; 6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 Кодекса;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорное представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 Кодекса. В случаях, предусмотренных п. 2—7, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ.

Президиум ВС РФ в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.