Ст447 гпк рф

Статья 447. Заключение договора на торгах

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

Комментарий к Ст. 447 ГК РФ

1. Комментируемая статья вместе со ст. ст. 448 и 449 ГК РФ образует группу предметно однородных статей, которые содержат комплекс правил о торгах . Для понимания смысла этих статей важны общие для них пояснения, которые содержатся в п. п. 1 — 6 комментария к данной статье.

———————————
Литература о торгах достаточно обширна. См., например: Скловский К.И. Некоторые вопросы квалификации отношений, возникающих при реализации имущества на торгах // Журнал российского права. 1999. N 3 — 4. С. 97 — 103; Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004; Петров И.С. Приватизационные торги: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005; Волков К.Н. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006; Новоселова Л.А. Публичные торги в рамках исполнительного производства. М.: Статут, 2006; Сухабутдинова Д.В. Торги как субинститут договорного права и юридическая процедура: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007; Гатаулина Л.Ф. Правовое регулирование организации и проведения торгов: Учебное пособие. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 2008; Лаукарт А.Н. Гражданско-правовое регулирование проведения публичных торгов и признания их недействительными. Краснодар: Экоинвест, 2009.

Статьи 447 — 449 ГК РФ не предусматривают законодательного определения торгов. Однако содержащиеся в них нормы позволяют сформулировать следующее доктринальное определение торгов.

Торги — это специальный порядок (способ) заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводят состязание между пожелавшими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги).

2. Торги как способ заключения договора и их правовое регулирование имеют давнюю историю, которая начинается с римского права.

В России законодательство о торгах зародилось в XVII в. До Революции 1917 г. торги более всего были распространены в сфере реализации имущества должника, а также казенных поставок и подрядов.

В советский период отечественной истории роль торгов была незначительной и практически ограничивалась реализацией с публичных торгов принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращено взыскание (если не считать нескольких лет нэпа, когда проводились торги на государственные подряды и поставки).

Смена социально-экономического строя страны в начале 1990-х гг. вызвала к жизни интенсивное применение торгов в различных сферах гражданского оборота и развитие законодательства о торгах.

С принятием части первой ГК РФ впервые в отечественном законодательстве правовое регулирование торгов осуществлено на уровне общих систематизированных норм, нашедших выражение в ст. ст. 447 — 449 Кодекса.

3. Понятие «торги» используется в ГК РФ как наиболее общее. Кроме того, в нем выделяются отдельные виды торгов, для которых установлены специальные правовые режимы.

Опираясь на ст. ст. 447 — 449 ГК РФ, можно привести следующую классификацию торгов.

В зависимости от количества и характера условий, по которым проводится состязание между участниками торгов, последние подразделяются на аукционы и конкурсы (деление торгов на аукционы и конкурсы прямо предусмотрено в п. 4 ст. 447 ГК).

Аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — наиболее высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо наиболее низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика).

Конкурс — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене), а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия.

В зависимости от степени свободы участия в торгах последние подразделяются на открытые и закрытые торги (п. 1 ст. 448 ГК предусматривает деление аукционов и конкурсов на открытые и закрытые).

Открытые торги — это торги, участниками которых могут быть любые лица.

Закрытые торги — это торги, участниками которых могут быть только лица, специально приглашенные для участия в них.

В зависимости от предмета торгов последние подразделяются на торги, предметом которых является заключение договора, и торги, предметом которых является право на заключение договора (основание для такого деления дает п. 5 ст. 448 ГК, правда, без точного наименования соответствующих видов торгов).

Торги, предметом которых является заключение договора, — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится за заключение договора, а результатом торгов является договор, заключенный с лицом, выигравшим торги.

Торги, предметом которых является право на заключение договора, — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится за право на заключение договора, а результатом торгов является право на заключение договора, обретенное лицом, выигравшим торги.

Кроме того, в п. 6 комментируемой статьи указывается такой вид торгов, как публичные торги, проводимые в порядке исполнения решения суда. Термин «публичные торги» встречается нередко и в других законах. Однако общего понятия «публичные торги», его признаков действующее законодательство не содержит. Тем не менее анализ законодательства, оперирующего термином «публичные торги», позволяет утверждать, что в большинстве случаев под публичными торгами понимаются торги, организатором которых является лицо, наделенное публичными полномочиями на отчуждение чужого имущества. Типичный случай — публичные торги, проводимые в порядке исполнения решений суда (термин, используемый в п. 6 комментируемой статьи), или, иными словами, публичные торги, проводимые в рамках исполнительного производства.

4. Торги как способ заключения договора могут использоваться в любой сфере гражданского оборота. Вместе с тем есть сферы гражданского оборота, где торги приобрели особое значение в качестве основного (преобладающего) способа заключения договора и урегулированы специальным законодательством (иными словами, имеют специальный правовой режим). В этой связи можно, в частности, выделить:

— торги в сфере поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 10, гл. 2, 3 и др.); Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , от 5 сентября 2001 г. N 653 «О порядке проведения торгов на выполнение подрядных работ, финансируемых за счет субсидий и субвенций, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» );

———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 38. Ст. 4477.

Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3693.

— торги в сфере приватизации государственного и муниципального имущества (правовой режим указанных торгов, частности, устанавливают: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. ст. 13, 18 — 20, 23, 26 и др.); Постановления Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» , от 12 августа 2002 г. N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» );

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3228.

— торги в сфере деятельности товарных, фондовых и валютных бирж (правовой режим указанных торгов, именуемых кратко биржевыми торгами, в частности, устанавливают: Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» (ст. ст. 2, 7, 8, 18, 19, 21 и др.); Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. ст. 2, 9, 12 — 15, 27.5.2, 51.4 и др.), от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Положение об условиях совершения банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на Фондовой бирже ММВБ, утвержденное Центральным банком РФ 28 ноября 2008 г. N 329-П ; Положение о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж, утвержденное Центральным банком РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П );

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

Вестник Банка России. 2008. N 75.

Вестник Банка России. 1999. N 37.

— торги в сфере несостоятельности (банкротства) юридических и иных лиц (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 50.33 и др.), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. ст. 110, 111, 139 и др.));

— торги в сфере реализации заложенного имущества (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Закон РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге» (ст. ст. 24.1, 28.1); Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 103-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. ст. 56 — 59 и др.));

— торги в сфере исполнительного производства (правовой режим указанных торгов устанавливает прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. ст. 87, 89 — 93 и др.)).

5. Нормативные правовые акты, содержащие специальные правила о торгах (в том числе о торгах в отдельных сферах гражданского оборота и торгах определенных видов), образуют специальное законодательство о торгах.

Подавляющее количество реальных торгов проводится по специальному законодательству о соответствующих торгах. При этом применяются и общие правила о торгах, содержащиеся в ст. ст. 447 — 449 ГК РФ, однако постольку, поскольку правомерно установленными специальными правилами о торгах не предусмотрено иное.

В тех немногих случаях, когда проводятся торги, в отношении которых не установлены специальные правила, применяются только общие правила о торгах, предусмотренные ст. ст. 447 — 449 ГК РФ.

6. В группе статей ГК РФ, посвященных торгам, комментируемая статья закрепляет наиболее важные нормативные параметры торгов, включая право на заключение договора путем проведения торгов, общую конструкцию торгов, их субъектный состав и формы проведения.

7. Из п. 1 комментируемой статьи следует общее правило, согласно которому путем проведения торгов может быть заключен любой договор. В том же пункте установлено и исключение из этого общего правила: договор не может быть заключен путем проведения торгов, если невозможность такого способа заключения вытекает из существа договора. Под существом договора в контексте п. 1 комментируемой статьи следует понимать свойства договора, несовместимые с заключением договора на торгах. Это, например, свойства, связанные с личностью стороны договора. Так, препятствуют заключению договора на торгах такие свойства договора, как его безвозмездность (договор дарения), многосторонний характер (учредительный договор) или явно выраженный доверительный характер отношений между сторонами (договор поручения).

Комментируемый пункт устанавливает один из существенных признаков торгов, состоящий в том, что при использовании процедуры торгов договор заключается с лицом, выигравшим торги. Лицо, выигравшее торги, — обязательный субъект отношений, возникающих при проведении торгов, наряду с участниками торгов (один из которых становится лицом, выигравшим торги) и организатором торгов. Лицо, выигравшее торги, может именоваться также победителем торгов, в том числе в нормативных правовых актах (например, в ст. 527 ГК).

8. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает самые общие правила об организаторе торгов.

Главная функция организатора торгов — организовать и провести торги, в том числе сделать извещение о проведении торгов, обеспечить выявление победителя торгов, подписать вместе с ним протокол о результатах торгов, имеющий силу договора, а в случае, когда предметом торгов было только право на заключение договора, — подписать договор (если организатор торгов выступает стороной договора).

Организатором торгов могут выступать:

— лицо, которое намерено заключить договор с использованием процедуры торгов (например, собственник вещи, который желает продать ее, выявив покупателя, могущего предложить наиболее высокую цену);

— специализированная организация, которая осуществляет деятельность по проведению торгов в качестве профессиональной деятельности (например, аукционный дом), или иное лицо, которое действует на основании договора с лицом (иногда именуемым заказчиком торгов), которое намерено заключить договор с использованием процедуры торгов, либо с иным лицом, которое уполномочено на привлечение специализированной организации (например, арбитражным управляющим на основании ст. 18.1 Закона о банкротстве);

— иное лицо, уполномоченное на то законом или в соответствии с ним (например, арбитражный управляющий на основании, как и в предыдущем случае, ст. 18.1 Закона о банкротстве).

Если лицо, которое намерено заключить договор с использованием процедуры торгов (например, собственник вещи или обладатель иного имущественного права), выступает в роли организатора торгов не само, а привлекает для этого иное лицо, то последнее как организатор торгов выступает от имени привлекшего его лица или от своего имени в зависимости от того, как этот вопрос решен в договоре, заключенном с организатором торгов, или в законе.

9. Пункт 3 комментируемой статьи ограничивает свободу сторон в выборе способа (порядка) заключения договора, устанавливая, что в случаях, указанных в законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

В самом ГК РФ обязательность заключения договора на торгах предусмотрена, например, в ст. 899, п. 2 которой гласит: «При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 447 — 449 настоящего Кодекса».

Другие законы дают множество примеров обязательного заключения договора на торгах, в частности Федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. ст. 13, 18, 19), «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 110).

10. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает две формы торгов — аукцион и конкурс, которые различаются количеством и характером условий, по которым проводится состязание между участниками торгов.

В аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене. При этом согласно п. 4 комментируемой статьи выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Устанавливая это правило, законодатель ориентировался на аукционы по продаже имущества, проводимые в интересах продавца, которому выгоднее более высокая цена. Между тем законодательство предусматривает вид аукциона, победителем которого признается лицо, предложившее наиболее низкую цену, а именно аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт (ст. 32 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

В конкурсе состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий, среди которых условие о цене может быть, но может и отсутствовать. Например, при приватизации имущества условиями конкурса могут быть реконструкция объекта приватизации, ограничения на изменение профиля предприятия. В конкурсе победителем признается участник, предложивший лучшие условия. Победителя в конкурсе определяет конкурсная комиссия, заранее назначенная организатором торгов. В специальном законодательстве, посвященном торгам в отдельных сферах гражданского оборота, деятельность конкурсной комиссии более или менее детально регламентируется.

Согласно п. 4 комментируемой статьи форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права (т.е. лицом, которое намерено заключить договор с использованием процедуры торгов), если иное не предусмотрено законом.

Законодатель, устанавливая обязательность проведения торгов, часто предписывает и форму торгов (аукционы или конкурс). Так, в соответствии со ст. 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

11. Согласно п. 5 комментируемой статьи аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Это правило вытекает из природы торгов, которые состоят в состязании за заключение договора, а состязаться могут как минимум два участника.

Специальное законодательство о торгах в отдельных сферах гражданского оборота в ряде случаев предусматривает последствия признания торгов несостоявшимися по причине подачи заявки на участие в торгах только одним лицом.

12. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает соотношение общих правил о торгах, предусмотренных ст. ст. 448 и 449 ГК РФ, и специальных правил о публичных торгах, проводимых в порядке исполнения решения суда, которые содержатся в процессуальном законодательстве, т.е. прежде всего в Законе об исполнительном производстве. При этом приоритет применения отдан специальным правилам о торгах в сфере исполнительного производства.

Статья 447. Заключение договора на торгах

СТ 447 ГК РФ

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

Комментарий к Ст. 447 Гражданского кодекса РФ

1. Комментируемая статья предусматривает особый порядок заключения договора — если иное не вытекает из сущности договора, то он может быть заключен путем проведения торгов.

Интересно отметить, что ни один из существующих на сегодняшний день законодательных актов, регулирующих аспекты заключения договоров на торгах, не содержит официального определения данного термина. Косвенная трактовка имеется в ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст). В п. 86 данного документа, в частности, закреплено, что конкурсная торговля (торги, тендер) — форма торговли, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с победителем, предложившим условия, наиболее полно отвечающие требованиям организаторов конкурса (тендера).

С учетом сложившейся практики торгами можно признать также особый порядок заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное управомоченное лицо организует состязание между лицами на предмет наиболее приемлемых (выгодных) условий договора.

В письме ФАС России от 11.01.2016 N ИА/90/16 «О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения» содержится разъяснение, согласно которому в соответствии с положениями ст. 447 ГК РФ торги представляют собой особый способ заключения договора, при котором договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену или лучшие условия исполнения договора. Процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов.

Договор в силу п. 1 комментируемой статьи заключается с лицом, выигравшим торги.

Следует обратить внимание на то, что не всякий договор может быть заключен на торгах. Например, такой способ неприемлем для фидуциарных сделок, т.е. сделок, в которых особую роль играют доверительные отношения между контрагентами. В то же время отдельные договоры могут быть заключены только путем проведения торгов (см. п. 3 комментируемой статьи).

2. В п. 2 комментируемой статьи урегулирован вопрос об организаторе торгов. В качестве организатора торгов могут выступать:

а) собственник вещи;

б) обладатель иного имущественного права на вещь;

в) другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги;

г) лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, ГК РФ или иным законом может быть предусмотрено, что договоры о продаже вещи или имущественного права (о понятии вещей, имущественных прав см. комментарий к ст. ст. 128, 130 ГК РФ) могут быть заключены только путем проведения торгов.

В частности, речь идет о таких законодательных актах, как:

1) ГК РФ (см. п. 4 ст. 63; п. 3 ст. 255; абз. 2 ст. 293; ст. 350; ст. 350.1);

3) ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (см. ст. ст. 18, 19 и др. гл. IV);

4) ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (см. ст. 6);

5) ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. ст. 110);

6) ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (см. гл. 9).

4. Как следует из п. 4 комментируемой статьи, в зависимости от количества и характера условий, по которым проводится состязание между участниками торгов, последние (в том числе электронные торги) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — наиболее высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо наиболее низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика), хотя второй вариант в законе не назван прямо.

Конкурс — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене), а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия.

В зависимости от степени свободы участия в торгах последние подразделяются на открытые и закрытые торги.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи (обладателем реализуемого имущественного права), если законом не определено иное.

5. Как следует из п. 5 комментируемой статьи, действительность торгов напрямую зависит от числа их участников, поскольку при наличии единственного участника смысл торгов теряется. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Согласно п. 6 комментируемой статьи, правила организации торгов и порядок их проведения, предусмотренные ст. 448 и ст. 449 ГК РФ, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные ст. ст. 448 и 449 ГК РФ, не применяются, если иное не установлено законом. Аналогичное положение закреплено и в ст. 1 ФЗ от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах»: действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ (речь идет о нормах ст. ст. 447 — 449.1 ГК РФ), а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

7. Судебная практика:

— Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016) (см. п. 5);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (см. п. 18);

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (см. п. 17);

— Определение ВС РФ от 20.05.2016 по делу N 307-ЭС15-10940, А56-59924/2010 (о признании недействительными решения об отказе в признании участником торгов, протокола, торгов, договора купли-продажи, признании победителем торгов, применении последствия недействительности сделки);

— Определение ВС РФ от 11.04.2016 N 307-эс15-10940 по делу N А56-59924/2010 (о пересмотре в кассационном порядке актов по делу о признании недействительным результата торгов, применении последствия недействительности сделки, обязании заключить договоры);

— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2016 N Ф01-2361/2016 по делу N А82-8008/2014 (о признании недействительным протокола оценки и сопоставления предложений, поступивших на конкурс);

— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.07.2016 N Ф01-2276/2016 по делу N А31-2060/2011 (о признании недействительными: торгов по продаже имущества должника — в части продажи дебиторской задолженности; заключенного должником и контрагентом договора купли-продажи дебиторской задолженности (договора цессии));

— Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 N Ф03-2471/2016 по делу N А24-4270/2011 (о признании недействительными сделок, оформленных протоколами, по продаже арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должника, о применении последствий недействительности сделок);

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.07.2016 N Ф07-5643/2016 по делу N А56-13243/2013 (об оспаривании торгов по продаже имущества должника и заключенного по их результатам договора купли-продажи);

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.07.2016 N Ф10-1614/2016 по делу N А14-7059/2015 (о признании недействительными торгов, проведенных по продаже права аренды земельного участка, возложении на ответчика обязанности вернуть денежные средства).

Торги в законодательстве о публичных закупках и в ГК РФ

Балакин Д. Торги в законодательстве о публичных закупках и в ГК РФ // Конкуренция и право. 2013. N 4. С. 17 — 20.

Денис Балакин, эксперт Национальной ассоциации институтов закупок.

Термин «торги» уже давно стал привычным для российского законодательства о публичных закупках , поэтому отказ нового Закона о контрактной системе от его использования может рассматриваться как серьезная новелла.
———————————
Под публичными закупками в настоящей статье понимаются закупки для государственных и муниципальных нужд, регулируемые Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов), и закупки компаний, подпадающие под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках компаний).
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Что означает такой отказ: это элемент юридической техники или принципиальное изменение законодательства о закупках? Для ответа на этот вопрос рассмотрим институт торгов в более широком контексте — с учетом правил, установленных гражданским законодательством.

Недостатки регулирования торгов в ГК РФ

Причиной отказа от использования указанного термина могут быть недостатки регулирования торгов в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ), устранение которых возможно в рамках реформирования гражданского законодательства .
———————————
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
Проект изменений ст. ст. 447 — 449 ГК РФ был принят в первом чтении Государственной Думой 27 апреля 2012 г. (проект N 47538-6), в настоящее время этот проект рассматривается и принимается частями.

Во-первых, торги по ст. 447 ГК РФ — это только конкурсы и аукционы. Любые иные закупочные процедуры, в частности запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, с точки зрения ГК РФ торгами не являются, к ним данные нормы не применимы. При этом многие нормы Закона о размещении заказов и Закона о закупках компаний применяются исключительно к торгам, в результате возникают пробелы в регулировании закупок без проведения торгов.
Следует также отметить, что нормы антимонопольного законодательства (прежде всего это ст. 17 Закона о защите конкуренции ) регулируют особенности контроля за торгами и запросом котировок, следовательно, в соответствии с буквой закона закупки иными способами не могут контролироваться антимонопольной службой. Это актуальная проблема для обжалования нарушений при проведении запроса предложений, который широко используется в соответствии с Законом о закупках компаний и предусмотрен Законом о контрактной системе.
———————————
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
Уже сложилась определенная арбитражная практика, признающая право антимонопольной службы рассматривать жалобы участников закупок, проводимых в форме запроса предложений. Одним из первых было решение по иску ГУП «Московский метрополитен» (дело N А40-63754/12).

Во-вторых, правила ГК РФ преимущественно сводятся к регулированию торгов, организуемых для продажи имущества (например, в порядке приватизации, после обращения взыскания на залог, в порядке исполнительного производства), специфика торгов как закупочной процедуры в них не отражена. Следовательно, их применение в публичных закупках весьма ограничено и порождает трудности на практике. Например, совсем не совпадают правила об обеспечении исполнения обязательств, вытекающих из участия в торгах: п. 4 ст. 448 ГК РФ говорит о внесении задатка (правило рассчитано на продажу имущества, потенциальные покупатели вносят задаток), Закон о размещении заказов — о внесении денежных средств в качестве обеспечения (это иной способ обеспечения, предусмотренный законом на основании п. 1 ст. 329 ГК РФ), так как правила о задатке не применимы при закупках.
В-третьих, процедура заключения договора в ГК РФ и в законодательстве о публичных закупках не совпадает. Наиболее существенные отличия в документальном оформлении результатов торгов: в соответствии с п. 5 ст. 448 ГК РФ победитель на торгах и организатор торгов подписывают протокол, имеющий силу договора, согласно Закону о размещении заказов и Закону о контрактной системе протокол подписывается только заказчиком, силы договора такой протокол не имеет.
В целях повышения эффективности регулирования торгов необходима гармонизация правил о торгах в ГК РФ и в законодательстве о публичных закупках. Основой для такой гармонизации должно быть определение ключевых особенностей процедуры торгов, которые должны найти отражение в ГК РФ и распространяться как на торги продавца, так и на торги покупателя.

Ключевые особенности процедуры торгов

В чем основная цель процедуры торгов? В определении наилучшего предложения при отчуждении или приобретении имущества. Если торги проводятся в частных интересах (например, частное лицо продает принадлежащую ему картину на аукционе), то регулирование торгов должно быть минимальным или отсутствовать вовсе, так как организатор торгов действует в своем интересе, он сам все определит наилучшим образом.
Если торги проводятся в публичных интересах (это, в частности, закупки для государственных нужд, продажа государственного имущества, защита интересов кредиторов при продаже предмета залога или имущества в исполнительном производстве), то здесь регулирование торгов обоснованно и необходимо, потому что интересы организатора торгов могут не совпадать с публичными интересами.
Поэтому первая особенность и одновременно предпосылка регулирования торгов — наличие публичного интереса. Это принципиальное положение должно быть закреплено в ГК РФ, а нормы специальных актов должны основываться на нем. Пока достаточно жесткие правила ГК РФ применяются ко всем случаям проведения торгов.
Способом достижения указанной выше цели (определение наилучшего предложения) является создание правил, которые делают возможной конкуренцию различных предложений при определении победителя торгов. Эти правила в основном сводятся к требованию публичности (закрытые процедуры должны быть исключением из правил), созданию условий для широкого участия (исключение — процедуры с ограниченным участием), выбор победителя по заранее определенным критериям с максимальной степенью объективности. Необходимость регламентации процедур для создания конкурентной среды является следующей особенностью торгов.
Если защищаются публичные интересы при проведении торгов и создаются условия для конкуренции, то должны быть разработаны механизмы контроля, позволяющие оперативно устранить нарушения. В дополнение к судебной защите прав появляется функция административного контроля в публичных закупках, которую традиционно выполняют антимонопольные органы. Это третья особенность торгов, тесно связанная с двумя предыдущими.

Торги и «не торги»

Представляется, что указанные выше три ключевые особенности торгов присущи не только конкурсам и аукционам, но и всем иным способам закупок (кроме закупки из единственного источника). Это дает основания распространить требования о торгах на все способы определения контрагента, где одновременно соблюдаются эти три условия. Такое распространение и произошло при принятии Закона о контрактной системе — вместо разделения правил о закупках на торгах и без проведения торгов (как в Законе о размещении заказов, где термин «торги» является одним из ключевых) новый Закон говорит о конкурентных способах определения поставщиков для всех случаев закупок кроме закупок у единственного поставщика. Остается только гармонизировать эти правила с ГК РФ.
С точки зрения контроля и обжалования нарушений включение в понятие «торги» всех конкурентных способов закупки тоже удобно: не нужно будет в соответствующих статьях Закона о защите конкуренции перечислять все способы помимо торгов . И речь здесь идет не только об удобочитаемости, но прежде всего о законности применения процедур контроля и санкций за допущенные нарушения.
———————————
При сохранении существующего подхода, например, название ст. 17 Закона о защите конкуренции будет выглядеть следующим образом: «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений…».

При этом наличие единого понятия «торги» или «конкурентные способы определения контрагента» не препятствует дифференциации правил в отношении конкурсов, аукционов, иных способов. Это тоже реализовано в Законе о контрактной системе — особенности отдельных процедур регулируются специальными главами и статьями.
В проекте изменений ГК РФ этот вопрос пока решен неоднозначно: новая редакция п. 4 ст. 447 ГК РФ предусматривает, что торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Это не исключает распространения правил о торгах на все конкурентные способы определения контрагента в специальных законах, однако не учитывает особенности Закона о закупке компаний. В последнем случае способы закупки определяются заказчиком в положении о закупке, Законом данный вопрос не регулируется, поэтому для этой сферы, где разнообразие способов закупок наиболее велико, торгами останутся только конкурсы и аукционы.

Торги покупателя и торги продавца

Для решения проблемы однобокого регулирования торгов как торгов продавца проект изменений ГК РФ предусмотрел, что правила ст. ст. 447 и 448 применяются к торгам, проводимым с целью заключения договоров на приобретение товаров, работ, услуг или имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений. Таким образом, при проведении публичных закупок, которые существенно отличаются от торгов продавца, соответствующие нормы могут не применяться. Это, в частности, будет касаться и правил об обеспечении (задатке).
Это решение нельзя назвать оптимальным, оно будет эффективно работать только в том случае, если специальным законом будет предусмотрено иное. В зоне риска остаются закупки компаний, так как в специальном законе очень мало процедурных норм (например, нет норм об обеспечении участия в процедуре). Не применять правила ст. ст. 447 — 448 можно будет при обосновании иного существа отношений, что достаточно субъективно. Альтернативным решением может стать специальное регулирование торгов покупателя в ГК РФ в виде общих положений о таких процедурах.

Договор, заключаемый в результате торгов

В части оформления результатов торгов в проект изменений в ГК РФ внесено исключение: подписание протокола, имеющего силу договора, обязательно, если иное не установлено законом. Будут устранены формальные противоречия с ГК РФ при подписании протокола заказчиком и последующем заключении договора между заказчиком и победителем торгов в публичных закупках.
Но заключение отдельного договора по результатам торгов порождает ряд практических проблем в случае уступки прав и перевода долга, а также изменения и оспаривания договора.
Проект изменений ГК РФ предусматривает запрет на уступку прав и перевод долга в случаях, когда заключение договора возможно только путем проведения торгов. Обязательства победителя торгов должны быть исполнены лично, если иное не установлено законом. В отсутствие специального указания в законе на такую возможность фактически исключается привлечение соисполнителей. Такое правило необоснованно жестко, в регулировании гражданских отношений необходимо проявлять большую гибкость.
В части изменения договора новая редакция ст. 448 ГК РФ допускает такое изменение, но при условии, что это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом. Данная редакция недостаточно точно определяет рамки допустимых изменений, что создает условия для злоупотреблений.
Что касается оспаривания договора, то в соответствии с ГК РФ здесь есть дуализм предмета оспаривания — могут оспариваться нарушения, допущенные в ходе торгов (в соответствии с п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги), может оспариваться и сам договор. При этом проект изменений ГК РФ устанавливает годичный срок обжалования торгов, в то время как в отсутствие специальных норм в законодательстве о публичных закупках срок обжалования договора составляет три года.
Решения, предлагаемые в проекте изменений ГК РФ и касающиеся оформления результатов торгов, нельзя признать эффективными. В качестве альтернативы предлагается рассмотреть возможность отказа от заключения отдельного договора (как дублирующего документа), считать договором только заявку участника торгов (оферту), составленную в соответствии с требованиями документации о торгах, и протокол, подписанный заказчиком (акцепт), что полностью соответствует сути торгов как способа заключения договора.
Устранение дублирования протоколов и договора решит вышеперечисленные проблемы с изменением условий и уступкой (это будет невозможно, так как нельзя будет внести изменения в протокол вне процедуры торгов), упростит оспаривание нарушений на торгах. Это также освободит заказчиков от обязанности размещать в составе документации о торгах проекты договоров, которые чаще всего являются типовыми формами, не способными учесть возможные нюансы исполнения договора, согласованные в рамках торгов.