Система таможенных органов рф 2014

Система таможенных органов рф 2014

Коллегия ФТС России обсудила развитие таможенных органов Крыма и Севастополя

27 ноября 2014 года в городе Ялта руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел выездное заседание Коллегии ФТС России.

Коллегия ФТС России рассмотрела вопросы организации таможенного контроля в Крымском федеральном округе, развития таможенного контроля с учетом смещения таможенного контроля с этапа декларирования на этап после выпуска товаров, централизованного учета таможенных и иных платежей.

Коллегия ФТС России отметила, что в 2014 году были оперативно и эффективно решены вопросы, связанные с формированием территориальных органов в Крыму после вхождения полуострова в состав Российской Федерации и обеспечена целостность таможенной территории в рамках Таможенного союза. Приказом ФТС России от 31 марта 2014 года были созданы Крымская и Севастопольская таможни. В кратчайшие сроки в составе Крымской таможни были организованы 8 таможенных постов, в структуре Севастопольской таможни – 2 таможенных поста.

Проведена значительная работа по обеспечению кадрового потенциала таможенных органов, материально-техническому и информационному оснащению рабочих мест, обучению должностных лиц и оказанию им методической и практической помощи.

С апреля по ноябрь 2014 года через автомобильные пункты пропуска Крымской таможни вывезено около 1,5 млн тонн и ввезено 761 тыс. тонн товаров. По направлению въезда в Крым перемещено 138,6 тыс. грузовых и 209,1 тыс. легковых транспортных средств, 7,1 тыс. автобусов, проследовало 961,5 тыс. физических лиц. Из Крыма выехало 123,3 тыс. грузовых и 203,9 тыс. легковых транспортных средств, 7,1 тыс. автобусов и проследовало 909,8 тыс. физических лиц. За семь месяцев через железнодорожные пункты пропуска на территорию Крыма проследовало на въезд и выезд 955 грузовых поездов и 4 329 пассажирских поездов. Через морские пункты пропуска в регионе деятельности Крымской таможни прибыли 800 морских судов и убыло 761 судно. Крымская таможня оформила 851 декларацию.

Севастопольской таможней оформлено 375 морских судов, проведен контроль около одной тысячи иных транспортных средств, оформлена 931 декларация на товары.

Таможенными органами Крыма и Севастополя перечислено таможенных платежей на сумму 831,66 млн. рублей и 1 059,97 млн. рублей соответственно.

Коллегия ФТС России отметила, что решены многие вопросы скорейшей адаптации крымского бизнеса к новым условиям работы. Обеспечен доступ участников ВЭД к информации о деятельности ФТС России и нормативно-правовой базе в области таможенного дела, создан раздел «Информация для участников ВЭД Крыма» на официальном сайте ФТС России. Разработаны и утверждены положения, регламент и персональный состав Консультативных советов по работе с участниками ВЭД при Севастопольской и Крымской таможнях.

За счет перераспределения из других таможенных органов в Крымскую и Севастопольскую таможни поставлены телекоммуникационное оборудование и технические средства таможенного контроля. Дополнительно в IV квартале 2014 года будет поставлено более 400 единиц средств вычислительной техники. Улучшение технического обеспечения таможен позволит обеспечить в полной мере использование информационно-программных средств ЕАИС и применение обязательного электронного декларирования.

Актуален также вопрос дооснащения пунктов пропуска техническими средствами, так как вновь установленные автомобильные пункты пропуска обустроены по временной схеме. В адрес Росграницы и Минтранса России направлены предложения ФТС России о необходимости включения мероприятий по обустройству и оснащению трех железнодорожных пунктов пропуска и пункта пропуска Севастопольский морской порт в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года».

С учетом объемов перемещения товаров и транспортных средств, необходимо увеличение штатной численности для обеспечения таможенного контроля в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска. На сегодняшний день численность оперативных смен формируется во многом за счет должностных лиц, прикомандированных из других таможенных органов Российской Федерации. Кроме того, требуется увеличение штатной численности таможенных постов в морских портах и аэропортах.

Коллегия ФТС России также обсудила подходы и перспективы дальнейшего развития таможенного контроля с учетом смещения акцентов на этап после выпуска товаров. Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза в городе Минске от 17 сентября 2014 года №12/3 утверждены Основные направления работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах – членах Таможенного союза на 2015-2020 годы.

Было отмечено, что в рамках реализации Основных направлений необходимо создать устойчивую систему таможенного контроля, которая позволит обеспечить полноту поступления таможенных платежей в бюджет в условиях предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения законодательства.

В основе комплексной системы таможенного контроля должны быть использование субъектно-ориентированной модели СУР на основе методики определения уровня риска участника ВЭД, поэтапная реализация мероприятий по созданию механизма смещения акцентов, перенос таможенного контроля исключительно для участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, проведение проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска по месту их нахождения (государственной регистрации), оптимизация функций и организационно-штатной структуры подразделений таможенных органов в целях распределения полномочий по осуществлению контроля до и после выпуска товаров, обмен информацией о результатах контроля на этапах до и после выпуска в целях повышения эффективности СУР, применение информационных технологий, обеспечивающих проведение анализа информации о декларировании.

В целях обеспечения единообразного подхода к выбору участников ВЭД для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, создания системы комплексного анализа информации, уменьшения субъективизма при принятии решений, унификации процедур проведения таможенных проверок и минимизации количества проводимых проверок в отношении одного и того же участника ВЭД с 1 января 2015 года запланировано провести эксперимент по подготовке планов профилактических проверок у участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, базируясь на основных принципах планирования: периодичность проведения таможенных проверок (ежеквартальная), актуальность и обоснованность проводимых проверок. Для целей оптимизации проведения контроля после выпуска товаров в отношении лиц с низким риском нарушения таможенного законодательства прорабатывается проект проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений. Среди инструментов таможенного контроля после выпуска товаров рассматриваются также негосударственные формы контроля и аудита.

Коллегия ФТС России отметила, что централизованный порядок учета таможенных и иных платежей имеет ряд преимуществ как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. Применение современных информационных технологий позволит участникам ВЭД, используя денежные средства, внесенные на один лицевой счет, осуществлять таможенное декларирование товаров в любом таможенном органе, централизованно получать информацию и отчетность о движении денежных средств по результатам совершения таможенных операций, а также сократить количество документов, представляемых в таможенные органы.

Централизация учета таможенных и иных платежей позволит сократить сроки таможенного декларирования, уменьшить материальные и временные издержки бизнеса при совершении таможенных операций. Для таможенных органов новый порядок учета денежных средств позволит повысить эффективность контроля полноты и своевременности поступления в федеральный бюджет таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, оперативно принимать меры по взысканию задолженности. Концепция централизации учета таможенных и иных платежей и введения единого лицевого счета участника ВЭД утверждена приказом ФТС России от 30 июля 2013 года № 1407.

Новые подходы к учету денежных средств и ведению лицевых счетов участников ВЭД требуют соответствующей реализации в программных средствах. В декабре 2015 года будет проведена опытная эксплуатация модернизированных платежных систем на объектах пилотной зоны. Согласно Детальному плану действий ФТС России по реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», комплексное внедрение программных средств, необходимых для осуществления централизации учета таможенных и иных платежей на уровне ФТС России.

Коллегия ФТС России наметила конкретные меры по обсуждаемым вопросам.

Направления совершенствования организационной структуры таможенных органов Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.04.2017 2017-04-17

Статья просмотрена: 2052 раза

Библиографическое описание:

Боненко Т. А., Макаренко С. А., Кусков А. Н. Направления совершенствования организационной структуры таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 342-345. — URL https://moluch.ru/archive/149/42162/ (дата обращения: 05.10.2018).

Ключевые слова: организационная структура управления, таможенные органы, звенья управления, уровни управления

В современных условиях, развитие системы таможенных органов России основано на решении управленческих проблем, так как именно управление начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, которое распределяет между ними права и ответственности. Организационное оформление данных вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

От организационной структуры таможенных органов зависят результаты и эффективность выполняемой ими деятельности. Чем ясней и четче организационная структура, тем проще должностным лицам таможенных органов взаимодействовать между структурными подразделениями и отделами, тем больше решается задач и выполняется функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.

Целью данной научной работы является изучение и анализ организационной структуры таможенных органов Российской Федерации.

Объектом исследования выступает организационная структура таможенных органов Российской Федерации.

Организационная структура таможенного органа — перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, который представлен в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку.

Структура таможенных органов представляет собой единую федеральную централизованную систему, представленная на рисунке 1.

− федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба РФ);

− региональные таможенные управления;

Рис. 1. Система таможенных органов РФ

При анализе организационных структур управления выделяют следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения (горизонтальные и вертикальные).

К такому элементу, как звенья управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть. К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, которые выполняют соответствующие профессиональные или управленческие функции. В основе формирования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции. Связи, которые устанавливаются между отделами носят горизонтальный характер. Уровни управления — это совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах возникают следующие виды взаимоотношений:

− вертикальные управленческие отношения (ФТС — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ФТС — таможня);

− горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);

− диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС — взаимодействующее Управление ФТС РФ).

В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур:

− бюрократические структуры: линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная;

− адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.

Данные структуры имеют свои достоинства и недостатки.

Организационную основу системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

К главным проблемам структуры управления таможенных органов можно отнести следующие:

− низкая мотивация сотрудников;

− конфликты интересов и слабая координация;

− невозможность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Рассмотрением и подготовкой предложений по вопросам совершенствования структуры и штатной численности таможенных органов РФ занимается организационно-структурная комиссия ФТС России.

Так же можно сделать выводы и выделить следующие пути совершенствования организационной структуры таможенных органов:

− оптимизация в иерархической структуре управления; повышение организованности таможенной системы; упрощение сложных структур управления и увеличение их гибкости; исключение дублирования в организационных структурах;

− совершенствование методов управления (обеспечение относительно равномерной нагрузки на каждое таможенное подразделение; четкое разграничение функций, прав и обязанностей руководителей и подчиненных; наличие действенного контроля за исполнением решений);

− повышение научного уровня в управлении за счет разработки научно обоснованного программно-целевого развития таможенной системы;

− развитие информационной базы: укрепление информационной связи между ФТС России, РТУ, таможнями и таможенными постами; создание международных информационных программ и обмена информацией (пример, «TEDIM» — организация информационных связей на основе систем электронной передачи информации для поддержки транспортных потоков между ЕС и РФ);

− развитие информационных технологий и компьютеризации в системе управления (разработка ЕАИСТ и региональных АИСТ в таможенной деятельности, развитие локальных информационных сетей и АРМ; разработка новой концепции организации и управления в таможенном деле на информационной основе).

В случае если организационная структура перестает отвечать целям организации, не успевает приспосабливаться к меняющимся условиям, значит, снижается эффективность деятельности системы в целом.

Например, в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 11 октября 2016 года № 1949 «О реорганизации Себежской и Псковской таможен» с 1 февраля 2017 года таможни, расположенные в Псковской области, были реорганизованы путем присоединения Себежской таможни к Псковской таможне. Реорганизация предполагает объединение регионов деятельности Псковской и Себежской таможен; сохранение в структуре Псковской таможни всех пяти таможенных постов Себежской таможни, а также сохранение без изменений существующих мест нахождения и компетенции таможенных постов реорганизуемых таможен по совершению таможенных операций.

Из общей штатной численности Себежской таможни 88 % были перераспределены в штат Псковской таможни, 12 % — в другие таможенные органы Северо-Западного таможенного управления. В ходе мероприятий по реорганизации Себежской и Псковской таможен уделяется особое внимание сохранению и функционированию на новом уровне подразделений правоохранительного блока. Штатная численность правоохранительных подразделений Себежской таможни передается Псковской таможне в полном объеме, большая их часть будет дислоцирована в Себеже. Кроме того, в структуре таможенного поста МАПП Бурачки предусмотрено создание отдела административных расследований и введение должности заместителя начальника поста, курирующего данное направление деятельности. Таким образом, таможенные посты в Себежском районе будут усилены сотрудниками правоохранительных подразделений.

68 должностных лиц Себежской таможни имеют преимущественное право для дальнейшего трудоустройства.

Сегодня должностные лица Себежской таможни имеют постоянную регистрацию не только в Себежском районе, но и в Великих Луках (74 человека), других районах Псковской области (38 человек), а также в Москве и Московской области (6) и Санкт-Петербурге и Ленинградской области (13), что позволяет рассматривать их кандидатуры к назначению на должности в иных таможенных органах.

Из общей фактической численности Себежской таможни на сегодняшний день 123 человека имеют право на пенсию за выслугу лет в таможенных органах и по старости, 67 из них уже получают пенсионные выплаты.

Реорганизация Себежской таможни в форме ее присоединения к Псковской позволила унифицировать подходы к организации работы таможенных постов, расположенных в автомобильных пунктах пропуска, в первую очередь находящихся на российско-латвийском участке государственной границы Российской Федерации в Псковской области; повысила уровень взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными органами, а также органами государственной власти субъекта Российской Федерации, используя положительный опыт аналогичной реорганизации таможен, расположенных в Калининградской области, Республике Карелия и реорганизации Санкт-Петербургской таможни путем присоединения к ней Вологодской, Новгородской и Сыктывкарской таможен.

Таким образом, необходимо постоянно совершенствовать организационную структуру таможенных органов РФ так как, в сложившейся ситуации обеспечение экономической безопасности России является одной из основных функций государства, которое возложило защиту экономических интересов и обеспечения экономической безопасности на органы исполнительной власти, одним из которых является таможенная служба. Выявленные проблемы организационной структуры необходимо решить для того, чтобы система таможенных органов Российской Федерации приносила ещё большую результативность, доход для своего государства и укрепляла международное сотрудничество в области таможенного дела.

Система и структура таможенных органов Российской Федерации

Таможенные органы являются элементом государственного аппарата Российской Федерации. К компетенции таможенных органов относится осуществление управления в сфере таможенного дела. Они представляют собой единую централизованную систему, входящую в состав федеральных органов исполнительной власти России. Деятельность таможенных органов сводится к систематической непрерывной организации осуществления таможенного дела в пределах государственной территории РФ (рис. 3.1).

Вопросы формирования системы и структуры таможенных органов РФ находятся в ведении Российской Федерации. ТК ТС подчеркивает, что система таможенных

Рис. 3.1. Система таможенных органов РФ и их место в системе исполнительных органов

органов, их права, обязанности, ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются национальным законодательством государств -членов Таможенного союза. Правовые и организационные основы деятельности таможенных органов РФ устанавливаются ТК ТС, Законом о таможенном регулировании, актами Президента РФ, Правительства РФ и ведомственными документами таможенной службы РФ.

Место и роль таможенных органов в общей системе органов исполнительной власти определены указами Президента РФ, согласно которым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, является ФТС России, которая реализует государственно-властные функции в пределах своего ведения и непосредственно подчиняется Правительству РФ.

В связи с образованием Таможенного союза компетенция таможенных органов РФ претерпела изменения и в настоящий момент дополнительно ориентирована на решение целого ряда внешних задам, которые ставит перед таможенной системой России Таможенный союз, образованный в рамках ЕврАзЭС. Компетенция таможенных органов определена па уровне национального и международного законодательства Таможенного союза, включает в себя решение задач, реализуемых в сфере таможенного регулирования, а также закрепленные в соответствии с ними властные функции (обязанности) и права таможенных органов.

Основные задачи, которые призваны решать в пределах своей компетенции таможенные органы РФ па единой таможенной территории, перечислены в ст. 6 ТК ТС:

1) содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств — членов Таможенного союза;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение мер по защите национальной безопасности государств — членов Таможенного союза;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с национальным законодательством РФ;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности па таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

В целях решения вышеуказанных задач Законом о таможенном регулировании на таможенные органы возложено исполнение следующих функций (обязанностей):

1) проведение таможенного контроля, совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;

2) содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

3) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

4) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты;

5) обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу Таможенного союза;

6) обеспечение соблюдения установленных законодательством Таможенного союза и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

7) обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

8) выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством РФ к компетенции таможенных органов;

9) содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

10) осуществление контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации;

11) содействие развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защита интересов отечественных товаропроизводителей;

12) обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля перемещения через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

13) осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, разъяснение заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказание содействия в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций;

14) обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

15) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области таможенного дела.

По объекту управления все функции, осуществляемые таможенными органами, можно поделить на две группы:

1) основные (отраслевые, внешние) функции — реализуются на уровне административных властеотношений таможенных органов с участниками ВЭД (таможенный контроль, взимание таможенных платежей, информирование, предоставление льгот и т.д.);

2) обеспечивающие функции (внутренние) — кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера, реализуемые таможенными органами в целях обеспечения их деятельности.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами, которые могут быть ими использованы исключительно при осуществлении функций в области таможенного дела (ст. 19 Закона):

1) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ;

2) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

3) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на осуществление деятельности в сфере таможенного дела;

4) осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, в пределах компетенции, определенной уголовно-процессуальным законодательством РФ;

5) осуществление неотложных следственных действий и дознания в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством РФ;

6) привлечение лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

7) использование в случаях, не терпящих отлагательства, средств связи или транспортных средств, принадлежащих организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений;

8) задержание и доставление в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;

9) производство документирования, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, храпения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

10) получение от государственных органов, организаций и физических лиц информации, необходимой для выполнения своих функций;

11) предъявление в суды или арбитражные суды исков и заявлений;

12) разработка, создание и эксплуатация информационных систем, систем связи и систем передачи данных, технических средств таможенного контроля, а также средств защиту информации.

Построение структуры таможенных органов предусматривает внутреннее многоуровневое подчинение с развитыми вертикальными и горизонтальными связями. Статья 10 Закона о таможенном регулировании закрепляет четырехзвенную систему таможенных органов:

• ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела);

• региональные таможенные управления;

ФТС России в целях решения таможенных задач может создавать вспомогательные структуры в форме специализированных таможенных органов, учреждений и унитарных предприятий, представительств таможенной службы РФ за рубежом.

Каждое звено системы таможенных органов имеет границы личной ответственности в рамках установленной законом компетенции, при этом все функциональные элементы данной системы подчинены реализации единых целей и задачам деятельности в сфере таможенного управления.

Рациональное и эффективное выполнение таможенными органами РФ своих полномочий обеспечивается посредством правильного выбора формы деятельности в конкретной правовой ситуации. Форма деятельности — это внешнее выражение действий таможенных органов по выполнению возложенных на них функций. Формы деятельности таможенных органов имеют обязательное нормативное процессуальное и материальное закрепление, неверный выбор формы деятельности ведет к возможности отмены действий и решений должностного лица таможенного органа.

Компетенция таможенных органов и их должностных лиц реализуется в следующих правовых формах деятельности:

• правоустановление — издание уполномоченными должностными лицами таможенных органов нормативных и индивидуальных актов, обязательных для всех лиц и органов, которым они адресованы;

• правоприменение — властные регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по реализации требований норм таможенного права;

• правоохрана — реализуется путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативных правовых актов с последующим применением мер ответственности за нарушение таможенного законодательства.

Статья 11 Закона о таможенном регулировании закрепляет перечень принципов деятельности таможенных органов:

• принцип равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

• принцип единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

• принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

• принцип ясности, предсказуемости, гласности действий должностных .щи таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле;

• принцип единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

• принцип недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

• принцип совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах России.

Внутрисистемные взаимоотношения таможенных органов между собой строится на сочетании двух противоположно направленных принципов организации их взаимодействия:

• принцип централизации — подконтрольность и строгая подчиненность нижестоящих органов вышестоящим органам;

• принцип децентрализации — закрепление пределов компетенции, свойственных конкретному таможенному органу на подведомственной территории, наличие самостоятельности и инициативы таможенных органов и должностных лиц в рамках предоставленных полномочий.

Таможенные органы располагаются либо в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, либо в иных местах, местоположение которых определяется ФТС России на основании учета:

• объема пассажиро- и товаропотоков;

• степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов РФ;

• уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры;

• потребностей участников ВЭД и транспортных организаций.

Имущество таможенных органов (помещения, земельные участки под объектами таможенных органов, учреждения и унитарные предприятия ФТС России) находится в федеральной собственности, материально-техническое обеспечение и финансирование деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенные органы обладают организационно-хозяйственной обособленностью и имеют статус юридических лиц (кроме некоторых таможенных постов) и соответствующие атрибуты юридического лица: гербовую печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки соответствующего образца, денежные счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, таможенные органы имеют официальную ведомственную символику: флаг, эмблему и вымпел, описание и рисунки, которые утверждаются Президентом РФ.

Далее рассмотрим правовой статус, основные полномочия и организационную структуру отдельных звеньев системы таможенных органов РФ.

ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Ее основные функции:

• выработка государственной таможенной политики и организация таможенного дела в России;

• нормативное регулирование, контроль и надзор в области таможенного дела;

• учетные функции по ведению реестров отдельных субъектов и объектов ВЭД;

• выполнение агентских полномочий в области валютного, фитосанитарного, налогового, ветеринарного, транспортного, карантинного, экспортного контроля и др.;

• исполнение специальных функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ.

Деятельность ФТС России как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, регулируется:

• Указом Президента РФ от 11.05.2006 №473 «Вопросы Федеральной таможенной службы»;

• Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459;

• рядом внутриведомственных регламентов, регулирующих правила организации деятельности ФТС России и взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, а также сферу предоставления государственных услуг.

ФТС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела.

ФТС России в соответствии с гл. II Положения о Федеральной таможенной службе обладает следующими основными полномочиями в области правоустановления в сфере таможенного регулирования:

• вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, но которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения ФТС России;

• принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, разрабатывает и утверждает формы юридических документов, формы отчетности, формы свидетельств, заявлений, квитанций, решений и иных документов в области таможенного дела, а также порядок выдачи и отзыва свидетельств и лицензий в области таможенного дела;

• издает индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности;

• осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;

• обобщает практику применения таможенного законодательства РФ, в установленной сфере деятельности.

ФТС выполняет ряд административно-хозяйственных функций в области организации таможенного дела:

• в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, создает, реорганизует и ликвидирует таможенные органы (в том числе специализированные), иные объекты таможенной инфраструктуры, определяет регион их деятельности и пределы компетенции;

• утверждает общие и индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;

• создает совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

• взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере таможенной и торговой деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации и других международных организациях;

• разрабатывает и утверждает образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.

ФТС осуществляет функции контроля и надзора в области таможенного дела:

• по вопросам финансовой деятельности таможенных органов и их представительств за рубежом;

• осуществлению взимания таможенных платежей и соблюдению установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

• осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля в процессе перемещения товаров и средств международных перевозок через таможенную границу Таможенного союза;

• принятию решений о классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД Таможенного союза, обеспечивает опубликование таких решений;

• ведению таможенных реестров;

• обеспечению в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

• выдаче квалификационных аттестатов специалиста по таможенным операциям и осуществлению их аннулирования;

• осуществлению в пределах своей компетенции контроля валютных операций резидентов и нерезидентов;

• осуществлению правоохранительной деятельности в рамках административного и уголовного процесса в связи с совершением правонарушений в области таможенного дела;

• осуществлению в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскной деятельности;

• ведению таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

• информированию и консультированию на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников ВЭД;

• рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

• организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений лиц, принятия по ним решений.

ФТС России осуществляет внутренние функции обеспечительного характера:

• по профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;

• размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

• осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных па нее функций, и др.

ФТС не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме имущества, закрепленного за Службой на праве оперативного управления и случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Общие правила организации деятельности ФТС России и взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти установлены приказом ФТС России от 28.11.2007 № 1479 «О Регламенте Федеральной таможенной службы», который разработан в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и от 28.07.2005 № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

Внутренняя организационная структура ФТС России определена возложенными на нее функциями и полномочиями. ФТС России возглавляет руководитель, назначаемый па должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель Службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на нес полномочий в установленной сфере деятельности.

Структура центрального аппарата ФТС России (рис. 3.2) включает руководство (руководителя и его заместителей) ФТС России, помощников (советников) руководителя и главные управления (управления) по отдельным предметам ведения. Количество заместителей руководителя ФТС России устанавливается Правительством РФ.

В главных управлениях (управлениях) ФТС России образуются отделы. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, в главных управлениях (управлениях) могут быть образованы иные структурные подразделения. Направления деятельности и компетенции главных управлений (управлений) определяются в положениях о главных

Рис. 3.2. Структура центрального аппарата ФТС России

управлениях (управлениях), утверждаемых руководителем ФТС России.

В рамках ФТС создается коллегиальный совещательный орган, состоящий из руководителя ФТС России (председатель коллегии), его заместителей, иных руководящих работников ФТС России и подчиненных таможенных органов.

Место нахождения ФТС России — г. Москва.

Региональное таможенное управление (РТУ) — является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах компетенции, установленной законом. Регион деятельности РТУ определяет ФТС России.

Региональное таможенное управление создается, реорганизовывается и ликвидируется ФТС России. В соответствии со ст. 10 Закона о таможенном регулировании РТУ действуют на основании Общего положения о региональном таможенном управлении, утвержденного приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7, либо индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России.

РТУ составляют промежуточное управленческое звено в системе таможенных органов, необходимость создания которого объясняется большими масштабами территории РФ. В настоящее время территория России в целях более эффективного таможенного управления поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах.

РТУ осуществляет руководство деятельностью следующих подчиненных таможенных органов:

• таможен (за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России);

• таможенных постов, подчиненных РТУ и находящихся в регионе деятельности РТУ.

Территории деятельности РТУ — таможенные регионы — являются более крупным административным образованием, чем субъекты РФ, и совпадают с административными федеральными округами.

Федеральные округа РФ являются территориальными образованиями, созданными в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Границы таможенного округа могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов РФ. Именно поэтому РТУ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, а также территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

В настоящий момент по зонам ответственности сформировано восемь региональных таможенных управлений, объединяющих различное количество подчиненных таможенных органов и включающих различные по масштабам территории охвата:

1) Центральное таможенное управление;

2) Северо-западное таможенное управление;

3) Южное таможенное управление;

4) Сибирское таможенное управление;

5) Приволжское таможенное управление;

6) Дальневосточное таможенное управление;

7) Уральское таможенное управление;

8) Северо-Кавказское таможенное управление.

Как было указано ранее, РТУ являются управленческими таможенными структурами. Если анализировать полномочия РТУ на фоне сравнения с полномочиями ФТС России, то надо отметить, что правотворческая функция РТУ гораздо уже, чем у ФТС России, и сводится к изданию правовых актов распорядительного и организационного характера в форме писем, приказов, распоряжений.

Ведомственные контрольно-надзорные функции РТУ согласуются с аналогичными полномочиями ФТС России, но концентрируются в более узком масштабе таможенного региона и распространяются только па круг подчиненных таможенных органов в сфере:

1) проверки законности издания правовых актов подчиненных таможенных органов и принятия мер по отмене или изменению указанных актов в случае их несоответствия законодательству РФ;

2) соблюдения подчиненными таможенными органами законодательства РФ при осуществлении таможенных процедур, таможенного оформления товаров и средств международных перевозок, взимания таможенных платежей, предоставлении таможенных льгот и преференций, исполнения агентских контрольных полномочий.

РТУ имеет полномочия:

• по инспектированию деятельности подчиненных таможенных органов в порядке и формах, определяемых ФТС России;

• ведению правоохранительной деятельности;

• анализу правоприменительной деятельности и судебной практики в регионе деятельности РТУ;

• рассмотрению жалоб юридических и физических лиц, а также протестов прокурора на решения, действия (бездействие) должностных лиц РТУ и подчиненных таможенных органов.

В целях организации таможенного дела РТУ имеет право направлять в ФТС России рекомендации в форме:

1) предложения о совершенствовании осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

2) предложения об аннулировании квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям;

3) предложения об изменении пределов региона деятельности подчиненных таможенных органов, а также мест их нахождения, о создании, реорганизации и ликвидации таможен и таможенных постов;

4) предложения и соответствующей заявки о материально-техническом обеспечении, проекта сметы расходов и предложения по программам развития социальной и технической базы РТУ и подчиненных таможенных органов.

РТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Начальник РТУ несет персональную ответственность за осуществление возложенных на РТУ полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности РТУ.

Начальник РТУ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальника РТУ. Начальники структурных подразделений РТУ назначаются на должность и освобождаются от должности приказами РТУ по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС России.

Начальник службы собственной безопасности РТУ и главный бухгалтер РТУ назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.

Типовая организационная структура и предельная штатная численность региональных таможенных управлений утверждаются ФТС России. В рамках РТУ создастся коллегиальный совещательный орган, состоящий из начальника РТУ (председатель коллегии), его заместителей, иных руководящих работников РТУ и подчиненных таможенных органов.

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни. В соответствии со ст. 10 Закона о таможенном регулировании таможни действуют на основании Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7, либо индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России.

Таможня является как подчиненным звеном, так и управленческой структурой в области таможенного дела, так как:

• осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ. Отдельные таможни могут находиться в непосредственном подчинении ФТС России, например, Домодедовская, Внуковская, Шереметьевская;

• осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможни и возглавляемые ими таможенные посты являются основным практическим звеном реализации таможенного дела в России. Регион деятельности и местоположение таможни определяет ФТС России.

В зависимости от местоположения таможни делятся:

1) на пограничные — располагаются в приграничной зоне в районах транспортных узлов;

2) внутренние — располагаются в глубине таможенной территории в местах концентрации участников ВЭД.

Основные полномочия таможни:

• производство таможенного оформления товаров и транспортных средств международных перевозок;

• обеспечение правильности исчисления и взимания таможенных платежей;

• проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных ТК ТС, организация и координация осуществления таможенного контроля таможенными постами;

• контроль соблюдения таможенными постами таможенного законодательства при осуществлении таможенных процедур;

• создание и ликвидация зон таможенного контроля, обеспечение соблюдения режима зоны таможенного контроля;

• включение в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, выдача свидетельств о включении в такие реестры, а также исключение лиц из таких реестров согласно порядку, установленному таможенным законодательством РФ и Таможенного союза;

• производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, дознание и производство неотложных следственных действий, оперативно-розыскная деятельность в соответствии с законодательством РФ;

• рассмотрение жалоб юридических и физических лиц и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможни, таможенных постов, обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и протестов таможенными постами;

• информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;

• обобщение и анализ правоприменительной и судебной практики в регионе деятельности, представление в вышестоящий таможенный орган аналитических материалов и документов.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России, несущий персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий. Начальник таможни имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни.

Начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа. Начальник подразделения собственной безопасности таможни и главный бухгалтер таможни назначаются па должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России. Таможни могут создавать рабочие группы и комиссии.

Таможенный пост является первичным звеном системы таможенных органов РФ, обеспечивающим практическую реализацию полномочий ФТС России, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста.

Регион деятельности таможенного поста и его местонахождение определяет ФТС России. Размещение таможенных постов строится по территориальному признаку, аналогично определению местоположений таможен:

• непосредственно вблизи Государственной границы;

• внутри таможенной территории в местах сосредоточения крупных промышленных, транспортных объектов и участников ВЭД.

Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни. Таможенный пост действует на основании Общего положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965, или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России. Штатную численность таможенного поста утверждает ФТС России. Штатная численность таможенного поста определяется исходя из потребностей грузопотоков и пассажиропотоков участников ВЭД.

Таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, РТУ и непосредственным руководством таможни. Организацию, контроль и координацию деятельности таможенного поста осуществляет таможня.

Отдельные таможенные посты могут находиться в непосредственном подчинении РТУ. Компетенция и особенности деятельности отдельных таможенных постов определяются ФТС России.

По юридическому статусу, который предоставляется таможенному посту ФТС России, таможенные посты делятся:

• на обладающие статусом юридического лица;

• не обладающие статусом юридического лица, имеют меньшие финансово-хозяйственные полномочия (не могут быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде; заключать в пределах своей компетенции и выделенных денежных средств с юридическими и физическими лицами договоры, связанные с собственной финансово-хозяйственной деятельностью).

Но перечень контрольно-надзорных полномочий в области таможенного дела вышеуказанных таможенных постов одинаков.

Компетенция таможенного поста связана с непосредственной реализацией таможенного дела в пределах территории ответственности таможенного поста. Круг полномочий таможенного поста как таможенного органа сводится к непосредственному исполнению экономических (фискальных), правоохранительных и регулятивных функций. Перечень полномочий таможенного поста представлен в Общем положении о таможенном посте и во многом схож с полномочиями таможни, которые были рассмотрены ранее.

Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Начальник таможенного поста несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможенный пост полномочий.

Начальник таможенного поста может иметь заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в порядке, зависящем от статуса таможенного поста и подчиненности таможни:

• начальником таможни по согласованию с РТУ, в случае отсутствия у таможенного поста статуса юридического лица;

• единолично начальником таможни, если она подчинена непосредственно ФТС России, в случае отсутствия у таможенного поста статуса юридического лица;

• единолично начальником таможенного поста, в случае придания таможенному посту статуса юридического лица.

Главный бухгалтер таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России. Иные должностные лица таможенного поста назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможни, а таможенного поста, являющегося юридическим лицом, — приказом таможенного поста.

Специализированные таможенные органы создаются ФТС России на основании положений ч. 4 ст. 10 Закона о таможенном регулировании в целях:

• выполнения отдельных функций, возложенных на таможенные органы (борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, реализация задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникновению на них, осуществление тылового обеспечения деятельности таможенных органов и др.);

• совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Статья 205 Закона о таможенном регулировании разъясняет, что создание специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров диктуется необходимостью наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как:

• культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;

• вооружение, военная техника и боеприпасы;

• радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары;

либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как:

• товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров.

Специализированные таможенные органы могут создаваться ФТС России на уровне всех звеньев системы таможенных органов, подчиненных ФТС России в форме специализированных РТУ, таможен и таможенных постов (см. приказ ФТС России от 15.02.2011 № 318).

Специализированные региональные таможенные управления — это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся территория России, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов. По данному принципу созданы в настоящее время и действуют:

• региональное оперативно-поисковое управление;

• РТУ силового обеспечения;

• РТУ радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

• центральное экспертно-криминалистическое управление.

Специализированные таможни и таможенные посты — это таможенные органы, деятельность которых направлена на регулирование перемещения строго определенных товаров (драгоценных металлов и драгоценных камней, электроэнергии, военно-транспортной авиации, подакцизных товаров) либо совершения определенных действий, например, оформление товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом, воздушным транспортом. Специализированные таможни подчинены непосредственно ФТС России и управляют деятельностью подотчетных им специализированных таможенных постов. Например, Центральная акцизная таможня руководит деятельностью Калининградского акцизного таможенного поста и Южного акцизного таможенного поста. В ведении Центральной энергетической таможни находятся шесть таможенных постов. В каждом таможенном регионе действуют оперативные таможни, основным направлением деятельности которых является борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.

Статья 34 Закона о таможенном регулировании закрепляет право ФТС России иметь в ведении:

• образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования;

• печатные издания, информационно-вычислительные центры;

• другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

В настоящий момент в ведении ФТС России имеется ряд государственных учреждений: Главный научно-информационный вычислительный центр, Центральный клинический госпиталь и поликлиника ФТС России, пансионаты и санатории, ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» с филиалами, представленными в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Ростове-на-Дону, Центральный музей таможенной службы России, унитарное предприятие «РОСТЭК», Всероссийский Союз ветеранов таможенной службы.

Согласно ст. 10 Закона ФТС России имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством РФ. Россия располагает представительствами Службы в 17 государствах мира, включая страны Таможенного союза, ЕврАзЭС, ряд европейских государств, а также в Китае, Индии, Бразилии, Турции и т.д.