Отличие православия от свидетелей иеговы

Отличие православия от свидетелей иеговы

В чем разница между православными и иеговистами? Знакомый утверждает, что никакой разницы нет.

«Один Господь, одна вера, одно крещение», — пишет апостол Павел к ефесянам (Еф.4,5).

Как-то ко мне пришел один большой начальник, нецерковный человек, и говорит:

— Никакой разницы нет: что православные, что иеговисты, что новоапостольская церковь. И те, и другие говорят о Боге, о мире, о добре, читают одну и ту же Библию. В чем разница? Я ему вынес и протянул яблоко:

— Вам надо сейчас это яблоко съесть. А потом я дам ответ.

— Конечно, прямо сейчас.

Он вкусил это яблоко, а потом подает мне его и говорит:

— Отец Амвросий! Что Вы мне дали? Это же восковое яблоко. Бутафория!

— Видите, по цвету, по форме и даже на ощупь оно ничем не отличается от настоящего. Даже Вы — разумный, грамотный человек — и то обманулись. Точно так же и здесь: Бог создал только одну веру и одну Церковь. Все другие конфессии создали люди. Там нет Бога, нет благодати, нет спасения.

Есть деньги настоящие и есть фальшивые. Отличить их друг от друга может только тот, кто в этом искусен. Сект сейчас немало, иеговисты одна из них.

Они не признают Христа, как Сына Божия и не признают Духа Святого, безсмертие души. Они не верят, что будет воскресенье мертвых, Страшный Суд.

Их финансируют особые силы. Цель этих сил уничтожить Православие, разделить нашу Россию на секты. Как они действуют? Делят город на особые зоны, берут на учет каждый дом, каждую квартиру. У них такое правило: если пришли в квартиру, обязаны засвидетельствовать о своей вере; если их там не послушали, через какое-то время должны вернуться и снова засвидетельствовать то, что они иеговисты. В этой секте строжайший контроль за каждым ее членом. Все учитывается: сколько раз ты свидетельствовал о Боге, как, что при этом говорил, как себя вел. Все эти сведения подают друг на друга члены секты. Такая всеобщая слежка. У иеговистов широко развитая система эксплуатации человека, многие тысячи работают на их предприятиях бесплатно, одурманенные обещанным Царством Божием на земле, тысячелетним царствованием. Себя они называют «войском Божиим», а всех, не входящих в их организацию, «войском диавола». Это организация считается тоталитарной, потому запрещена во многих странах. Тоталитарный характер проявляется не только в полном контроле мышления и поведения члена секты, круга его общения, получаемой им информации.

«Свидетели Иеговы» не общаются с людьми, не являющимися членами секты, потому легко порывают со своими родителями, мужьями, знакомыми. Они отказываются защищать свою страну, исполнять любые обязанности, которые на них возлагает государство. Каждый новообращенный «свидетель Иеговы» является постоянным источником средств для секты. Он обязан подписаться на несколько экземпляров номеров журналов «Сторожевая башня» и «Пробудись». Один экземпляр оставляет себе, а остальные перепродает.

Общество «Свидетелей Иеговы» не совсем религиозная организация — здесь смесь политики, денег и власти. Богу них где-то на задворках. И имя Ему Иегова. Потому они и называются иеговисты.

Но рядовые члены секты забывают, что у Бога имен много, в Библии упоминается не один десяток. А имя Иегова — это искаженный перевод имени Ягве. Потому, если уж быть последовательным и отстаивать истинность имени Божия, то оно должно быть Ягве (так написано в Ветхом Завете), что значит Сущий.

Россия — страна особая. Это единственное место в мире, где в чистоте сохранилась Православная вера. Не весь народ правильно исполняет требования Православной Церкви, много языческого в народе, много придумано бабушками, но есть люди великой святости, они живы, и им Господь открывал и открывает судьбы мира.

Часто православие называют «религией страха»: «вот будет второе пришествие, всех накажут, вечные муки. » А протестанты говорят о другом. Так будет ли наказание нераскаявшимся грешникам или любовь Господня все покроет?

Атеисты долго обманывали нас, говоря о возникновении религии. Говорили, что люди не могли объяснить то или другое явление природы и начинали обожествлять ее, входить с ней в религиозный контакт. Бывало, гром гремит, люди прячутся в подполье, в подвал, там сидят, боятся. Думают, что их языческий бог разгневался и сейчас накажет или смерч налетит, или солнечное затмение начнется.

Это страх языческий. Христианский Бог — это Любовь. И бояться мы Бога должны не потому, что Он нас накажет, мы должны бояться оскорбить Его своими грехами. И если мы отступили от Бога и навлекли на себя беду, мы не прячемся в подполье от гнева Божия, не ждем, когда гнев Божий пройдет мимо. Наоборот, мы идем на исповедь, обращаемся к Богу с покаянной молитвой, просим Бога о милости, молимся. Христиане не скрываются от Бога, наоборот, сами к Нему стремятся за разрешением от грехов. И Бог подает кающемуся Руку помощи, покрывает Своею благодатью.

И предупреждает Церковь о том, что будет Второе пришествие, Страшный Суд не для того, чтобы запугать. Если вы идете по дороге, впереди яма и вам говорят: «Осторожно, не упадите, не оступитесь», разве вас запугивают? Вас предупреждают, помогают избежать опасности. Так и Церковь говорит: «Не грешите, не делайте ближнему зла, все это обернется против вас же самих».

Не надо выставлять Бога злодеем за то, что Он не принимает грешников в Рай. В Раю нераскаянные души жить не смогут, они не вынесут того света и чистоты, которые там есть, как не могут вынести яркий свет больные глаза.

Все зависит от нас самих, от нашего поведения, молитв.

Господь все может по молитвам изменить. Одна женщина приехала к нам из Краснодара. Сына ее посадили. Шло следствие. Она пришла к одному судье, тот говорит ей: «Сыну твоему восемь лет светит». Большое какое-то у него искушение было. Она пришла ко мне, плакала, рыдала: «Батюшка, помолитесь, что делать? Судья просит пять тысяч долларов, а у меня таких денег нет». Говорю: «Знаешь, мать, будешь молиться, Господь не оставит тебя! Как его звать?» Сказала она его имя, мы помолились. А утром она приходит:

— Батюшка, я сейчас туда иду. Вопрос решается, то ли посадят, то ли отпустят.

Господь положил на сердце так ей сказать:

— Будешь молиться, Бог все устроит.

— Я молилась всю ночь. После обеда вернулась, говорит:

— Освободили сына. Оправдали его. Разобрались и отпустили. Все нормально.

У матери этой было столько радости, столько веры, что Господь ее услышал. А сын виноват не был, просто его подставили в бизнесе.

Меня приглашают в «Церковь Живого Бога «. Написано, что там люди освящаются Святым Духом и при этом получают дар исцелений. Приверженцы этой церкви говорят, что у них есть благодать, а в храме православном только стены. Что им можно ответить?

Святитель Феофан Затворник говорит, что благодать от Бога одна, но действие ее троякое. Есть благодать призывающая, есть обращающая, есть освящающая.

Конечно, Божия благодать всех призывает обратиться к вере. Христиане, составляющие разные конфессии (а этих конфессий около двадцати двух тысяч), откликнулись только на призыв Божией благодати, но дальше не пошли. Как пишет диакон А.Кураев, они подошли к порогу храма, заглянули в него, увидели, как там прекрасно, умилились и пошли всем рассказывать — проповедовать свою радость. Но все таинства, полнота веры Христовой остались для них неведомы.

Господь много церквей не создавал. Он создал только одну Церковь, только одну веру. А эти двадцать две тысячи сект созданы не Богом, а людьми, точнее, — человеческими страстями. Это не церкви, а общины людей. Спасения там нет, нет полноты благодати, только благодать призывающая, а она присутствует везде.

Только в Православной Церкви полнота благодати, потому что она основана Самим Спасителем, в ней идет покаяние, здесь совершаются таинства и люди духовно возрождаются.

Потому-то дьявол и старается склонить на сектантский путь многих людей. У нас в монастыре на праздник Рождества Христова сестры в трапезной ставили сценки на духовные темы. Отец Александр собрал сестер, овечек маленьких, несмышленых, и наставляет как не попасть в лапы серого волка. Взял веник и говорит:

— Попробуйте, сможете веник переломить?

Они попробовали, не получается.

— А по одному прутику сломать можно.

По палочке веник сломали.

— Вот и вы: если будете вместе дружно жить, благодать Господня будет с вами и никто не сможет вас победить, а разделитесь — волк вас похитит.

И дьявол рыкает, как лев, ищет, кого поглотить. Церковь всех сохраняет, потому мы должны быть единого духа. Нельзя разделяться. Всю Церковь дьявол не может одолеть, а по одному человеку — по прутику — может. Так он ведет борьбу против Бога. Надо хранить веру Православную. В ней единственное спасение, потому что Церковь — столп и утверждение Истины.

Попытка удивить православных – Библией

Неделя Торжества Православия прошла в этом году несколько необычно. Начиналось-то все очень хорошо. Литургия и после нее торжественный чин о Православии. После службы я созвонился со знакомым священником: надо было срочно обсудить одну богословскую публикацию.

Встретились в метро, едем, давно не виделись, охота поговорить. Пересели на автобус, через 15 минут вышли на солнышко. Почти добрались до моего дома. Здесь нас уже поджидает обеденный стол, потом примемся за работу. Так думал я – и ошибался.

Нас окликнули. Две женщины, лет около шестидесяти. Одна, постарше, спрашивает:

– Да, – подтвердили мы и остановились.

Если кто подумает, что дальше мы услышали знакомые с советских времен речёвки про «религию – опиум для народа», про попов-обманщиков и эксплуататоров, – ошибется. Нет, ничего такого не случилось. Правда, дальнейший разговор не отличался особой учтивостью, изысканностью и глубокой проработкой поставленных вопросов.

– Как вы думаете, скоро ли придет Царство Божие? – спросила старшая женщина.

– Оно уже среди нас, – заявил с улыбкой отец Димитрий (это он Пришествие Христово имел в виду).

– Нет! Если бы Царство пришло, мир бы совсем другим стал. Как вас зовут?

– Димитрий. Люди верующие называют еще отцом Димитрием.

– Иисус говорил: «Не называйте никого отцом, только Бога», Дима.

Так неприятно, когда человек, объясняющийся в любви к Богу и Его слову, поминает Господа нашего Иисуса Христа запанибрата. Вот интересно: в Евангелии мы тоже читаем: «Иисус…» без почтительных византийских прибавлений, но у евангелистов при этом совсем не чувствуется панибратского отношения к Христу.

Мне очень захотелось выяснить, с кем именно мы разговариваем. Предположения у меня, конечно, имелись, но пусть сами откроются. И я вмешался в разговор:

– Вы ведь тоже верующие. Скажите, в какую религиозную общину вы ходите молиться?

– В ту, которую основал Иисус, – не без удовольствия ответила старшая.

– А как она называется?

– «Свидетели Иеговы», – сухо ответила старшая на мой бестактный вопрос.

– Давно вы к «Свидетелям» ходите?

– 14 лет, – с достоинством произнесла женщина, как отрезала, и продолжила: – в Библии о Царстве Божием написано иначе, чем вы говорите.

Она извлекла из сумочки «Перевод Нового мира Священных Писаний». Я почувствовал, что нас ожидает утомительная и бесплодная перестрелка библейскими цитатами.

– Этот перевод не подходит.

– С чего вы взяли? – я поймал недоуменно-испепеляющий взгляд.

– Перевод выполнен людьми, которые не знали библейских языков. Они только сымитировали переводческую деятельность.

Что тут началось! Прежде всего одна из женщин, помладше, обвинила меня в агрессивном настрое. Однако обсуждать подробности о переводе «Нового мира» не стала (и правильно не стала). Дальше – больше. Мне пояснили, что Ветхий Завет написан на арамейском языке, а этот язык, чтобы я знал… Опять пришлось вставить словечко: о том, что на арамейском написаны считанные стихи, в действительности почти весь Ветхий Завет – на древнееврейском. Глядя на мою собеседницу, я понял, что опять повел себя «агрессивно»: позволяю себе противоречить «Свидетелям Иеговы»!

Теперь я узнал, что Новый Завет написан на древнегреческом и перевести его на русский сразу невозможно…

Чувствуя неловкое положение, старшая женщина взяла инициативу на себя. Теперь я узнал, что Новый Завет написан на древнегреческом и перевести его на русский сразу невозможно, поэтому «Перевод Нового мира» сделали сначала с греческого на английский и только потом – на русский. Вот новое слово в теории перевода. Я настолько удивился, что даже забыл у нее спросить, пришла ли она самостоятельно к этим сенсационным выводам или более опытные единоверцы научили. Разговор о сравнительно простом новозаветном греческом койне я не стал затевать. Наши собеседницы не были в состоянии воспринимать от нас базовые понятия о новозаветном языке.

В этот момент отец Димитрий решил, что пора посмотреть, какой стих о Царстве Божием нам хотели привести «Свидетели Иеговы». Старшая женщина предложила шаблонные рассуждения (из «Сторожевой башни») о конце времен, пророчествах, обстановке в современном мире и грядущем Царстве. Священник старался донести до нее ту мысль, что если Царство Божие приходит к нам благодаря Христу, то Он – Бог. Если же Он – просто «человек Иисус», то в главном событии всей мировой истории принимал участие человек Иисус Христос, а Бог был где-то поодаль. Неужели было так? Нет, Бог в деле спасения участвовал напрямую и «по максимуму». Православные чувствуют спасительную близость Бога к людям, вот почему мы верим в Богочеловека Иисуса Христа. Еще он говорил о Слове Божием – о Христе. Собеседница отца Димитрия что-то пылко возражала ему, но при этом ощущалась ее холодная отстраненность, будто священник ей пересказывает истории из жизни богов другой религии. Видимо, у «Свидетелей Иеговы», и вправду, «иное благовествование» (ср.: Гал. 1: 6–9).

Я слушал этот спор вполуха и решил подойти поближе к младшей женщине.

– Вы давно к «Свидетелям» ходите?

– Я знаю, шло судебное разбирательство против московских «Свидетелей». Чем там закончилось?

– Закончилось в нашу пользу! – довольно улыбнулась моя собеседница.

– В вашу пользу – а какое именно было судебное решение?

– Не знаю, – она мгновенно перестала улыбаться, – судов было много.

Вот уже не первый раз встречаю у «Свидетелей» всепобедное настроение. Тренируют они его, что ли?

Вот уже не первый раз встречаю у «Свидетелей» всепобедное настроение. Тренируют они его, что ли? Даже если «Свидетели» спор никак не могут выиграть, даже если они суд проиграли – они все равно считают себя победителями. Такое вот рositive thinking…

– Вы сейчас ходите с проповедью по квартирам? – продолжил я расспросы.

– Иисус с апостолами ходил проповедовать, и мы ходим.

«Ну вы и сравнили!» – подумал я – подумал, но не сказал.

Хотя сказать, наверное, стоило бы. Пусть считают это чем угодно, агрессией – как хотите, но панибратство «с Иисусом» просто возмутительно. Иисус Христос – это не авторитетный человек из вашего района, с которым у вас короткие отношения. Это Господь, с Ним надо быть благоговейнее!

Похоже, младшая женщина тяготилась разговором-проповедью. Она предложила всем закончить эту беседу. Отец Димитрий коротко досказал старшей женщине общепонятные богословские основания, на которых строится православная вера. К сожалению, не интересовали они эту женщину. Ее интересовал амбициозный план – обратить православного священника в свою веру, показать православным, что они не знают Библии.

Мне было жаль их: 20 лет и 14 лет жизни они отдали – чему?

В день Торжества Православия этот план провалился. Мы вежливо попрощались и пошли домой, пообедали-поработали. «Свидетели», я полагаю, шествовали с чувством победителей, «как положено». А мне было жаль их: 20 лет и 14 лет жизни они отдали – чему? Несбывающимся ожиданиям скорого конца света? Ложной уверенности в своем хорошем знании слова Божия? Но ведь их знание Библии поверхностно и с большими изъянами.

Их знание слова Божия можно сравнить вот с чем. Смотрит человек годами американский сериал, у него складывается впечатление, что он много знает о жизни в США. И тут «агрессивный» сосед заводит разговор о том, что сериал плохо переведен и озвучен: «Посмотрите его в оригинале, если уж он так вам нравится. Вы увидите, насколько исказили сериал при русификации». Потом этот неделикатный критик показывает на нескольких ярких примерах из сюжетной линии, что в жизни не бывает, как в этом сериале. И затем сравнивает американцев, какие они на экране и в жизни, что-то вспоминает из своего опыта общения в США. Любитель сериала слушает все это безо всякого удовольствия, где только может – бойко возражает…

Признаюсь, мне жаль двух повстречавшихся нам женщин. Они много лет смотрят сериал «Сторожевая башня». И по журналам «Сторожевая башня» судят – об огромном и неизведанном мире Библии. К тому же им вручили специально адаптированный для «Свидетелей Иеговы» русский «перевод» Библии. Они чувствуют себя духовно богатыми, элитой, знатоками Писания, это им приятно. И никакое обнаружение пробелов в их знании библейских реалий не поколеблет уверенности «Свидетелей» в собственном превосходстве. Люди не поколеблют, но невозможное человекам – возможно Богу. Господи, смилуйся и сделай невозможное! Пусть эти две души увидят свою духовную нищету и придут в Церковь Богочеловека, в Церковь Христову.

Чем отличаются свидетели иеговы от православных христиан?

Я думаю, основное отличие – отсутствие Троицы.

То есть в православии, насколько я знаю, Бог, Христос и Святой Дух — фигуры равнозначные и по сути – единое целое.

Свидетели Иеговы проповедуют примат Бога (Иеговы). Христос, для Свидетелей Иеговы фигура значимая, но, безусловно подчинённая Иегове.

Свидетели Иеговы не признают существование рая и ада – у них (в их трактовке) человек умирая никуда не попадает, а остаётся мёртвым вплоть до момента воскрешения.

Отсутствие многих праздников – тоже у Свидетелей Иеговы довольно характерный признак. Нет всех церковных праздников, и некоторых светских, как например не празднуется день рождения или Новый год. Свидетели отмечают только один день в году – годовщину смерти Иисуса Христа.

Свидетели Иеговы не признают иконы, у них нет церквей (есть «залы царства»), отсутствует, как таковой институт священнослужителей.

Нейтралитет. Свидетели Иеговы не воюют и не берут в руки оружия. Не уверен, но вроде пацифистами они себя не считают – вроде из-за того, что готовы сражаться на стороне Бога в Армагеддоне…, но тут я не уверен, может что-то и путаю.

Уверен, что назвал не все отличия, но это то, что сразу в голову приходит.

На чем основана вера Свидетелей Иеговы?

Учения СИ основаны на очень тщательном изучении Библии. В основе этого лежит тщательное знакомство с доказательствами того, что Библия — это книга от Бога. (Она писалась на протяжении 1600 лет, разными авторами от пастухов до врача, но при этом имеет абсолютную взаимосвязь и на протяжении всей книги есть логическая цепочка событий, точность в отношении науки (несмотря на то что книга древняя! (Исаия 40:22; Иов 26:7), медицины. Она никогда не устареет с практической точки зрения (в ней содержатся точные советы в отношении семьи, работы, отдыха и прочие). Кроме того, при тщательном изучении становится понятно, что все события и лица этой книги это пророчества, либо пророческие образы. Все важные мысли в ней написаны минимум дважды (похоже на принцип двойной записи в бухгалтерии). Пророчество об уничтожении Вавилона говорит о том, что то место никогда не заселится, и мы можем увидеть руины древнего города, что так и стоят до сегодняшнего дня. Таких пророчеств в ней очень много. Сама Библия не раз говорит о том, что она от Бога (2 Тимофея 3:16, 2 Петра 1:21).

Суть учений

Они верят в Господа Иегову. Его имя есть в Библии (Исход 15:3). Благодаря Библии узнают подробно его качества (основные — сила, любовь, справедливость). В ней говорится о войне между Богом и Сатаной, и о том что Бог дал возможность Сатане править миром временно, так как уважает мнение каждого и не хочет быть деспотичным правителем, и что очень скоро правление Сатаны покажет свою несостоятельность.

Роль Иисуса по мнению СИ была призвана показать на своем примере, как нужно стараться себя вести. Он отразил черты характера самого Бога для того, чтобы все могли узнать Господа. Так же в Библии написано про искупительную жертву Иисуса Христа, благодаря которой каждый человек получил возможность жить в Раю на Земле (Откровение 21:3). Он должен был умереть для искупления греха Адама, через которого грех вошел в человечество.

СИ отрицают учение о Троице, которое берет свое начало в язычестве и было умело соединено воедино в начале нашей эры для более легкого перехода язычников к христианству православной религией.

СИ отрицают все физические знаки святынь (иконы, мощи, кресты, любые обереги, гербы, флаги и даже почитания политиков и звезд) на основании одной из 10 заповедей «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Вера СИ тесно связана со стихом (Иакова 4:8) «Приблизьтесь к Богу, и он приблизится к вам» и на формировании личных отношении с Богом.

СИ отвергают учение об аде, так как в Библии сказано «мертвые ничего не знают». Согласно их вере мертвые оживут и имеют надежду на вечную жизнь (Деяния 24:15).

СИ верят в то, что 144000 человек получат жизнь на небе в виде духовных созданий и станут соправителями Иисуса Христа, аналогично исполнительному комитету они будут помогать ему править над обычными людьми в Раю.

СИ придерживаются мнения, что мы живем в «последние дни», признаками которых являются войны, голод, землетрясения, эпидемии (Матфея 24:7, Луки 21:11), кроме того люди изменятся не в лучшую сторону. Согласно пророчеств из Библии начало «последних дней» СИ предсказали в 1914 году. Всем известно, что в этом году началась Первая мировая война.

Сейчас СИ занимаются исполнением пророчества из Матфея 24:14 о том, что благая весть о Новом мире распространится по всей земле. Они искренне верят, что Иегова благословляет проповедь и помогает им как в проповеди, так и поддерживает в жизни и откликается на их просьбы. За это они не получают никаких денежных вознаграждений.

СИ придерживаются

Воздерживаются от переливания крови, так как в Библии предписано воздержание от крови.

Главой семьи принимается только мужчина (если семья полная).

Развод возможен только по причине измены, в отдельных случаях позволительно раздельное жительство.

Воспитание детей полагается на обоих родителей.

Празднуют только Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа. Остальные религиозные праздники имеют языческие корни, а Свидетели Иеговы отделяются от всего этого. Праздники Дня рождения, женщин, любви и подобные не празднуются по причине чрезмерного внимания одному лицу или группе. Кроме того, в Библии нет информации об этих праздниках, а сами СИ ничего не домысливают.

СИ не принимают теорию эволюции как факт, а придерживаются библейского сотворения живого мира «по роду».

СИ сохраняют политический нейтралитет.

СИ отказываются принимать участие в военных действиях.

Устройство собрания

В Нью-Йорке находится Руководящий совет, от которого поступают планы для речей на собрании и литература. Литература выдается бесплатно, хотя у СИ есть система добровольных пожертвований. В собраниях речи и всю работу с его членами проводят старейшины и служебные помошники. Они так же помогают советами в трудных ситуациях. Кроме этого они выполняют всю остальную необходимую работу наравне с членами собрания, вплоть до уборки помещения. За работой старейшин наблюдают разъездные надзиратели, которые посещают по очереди все собрания. В каждой стране есть Вефиль — центр, который занимается распределением литературы. На собрании Свидетели Иеговы поют песни, молятся, слушают речи и принимают участие в обсуждении.

Относительно того, что СИ просто зомбированы

Я присутствовала несколько раз на встречах собрания и знаю пару десятков СИ не понаслышке.

Человек, после того как принимает эту религию, через некоторое время становится менее опрометчивым, как бы приобретает жизненную мудрость, вследствие постоянных наставлений на собрании. У большинства СИ очень счастливые семьи и в кругу такой семьи приятно находиться. Эти люди со временем приобретают здравомыслие, развивают ораторские способности, их знакомят с основами биологии и устройства Вселенной, некоторыми законами физики, а в странах Африки СИ учили людей читать! Все непонятные моменты объясняются с приведением библейских стихов.

Разве такая система обучения может иметь какое-нибудь отношение к зомбированию?

Это даже отнюдь не похоже на православное христианство, которое в течение нескольких столетий отказывалось переводить Библию с мертвого латинского языка, потому как его верховенство боялось, что простому народу станет ясно, что учения Библии и религии не совпадают.

Библию перевода НМ Свидетели используют для удобства, так как Библия на старославянском языке сложнее для понимания, но если человек Библии ПНМ не доверяет, то он может найти те же стихи и в Синодальном переводе.

Что настораживает Православие в плодах Свидетелей Иеговы

kapitu сказал(-а): 03.09.2006 08:41

Что настораживает Православие в плодах Свидетелей Иеговы

Священник ОЛЕГ СТЕНЯЕВ

ОБЩЕСТВЕННАЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Отношение к христианству
Отношение «свидетелей Иеговы» к христианскому миру заслуживает особого внимания. Можно ли на caмом деле отнести «исследователей Библии» к христианскому миру, а корпорацию «Сторожевая башня» считать одной из многочисленных христианских организаций протестантского толка? На страницах и обложках журнала «Сторожевая башня» часто можно увидеть Иисуса Христа, Его апостолов и т. д. Своих членов журнал часто называет «христианскими друзьями» или «христианскими братьями» (см. напр. «СБ» от 15.09.92, стр. 12, или от 15.10.93, стр. 5). Между тем «свидетели Иеговы» вовсе не являются христианами и не скрывают (хотя и не афишируют) тот факт, что второй по счету президент иеговистской корпорации Д. Ф. Рутерфорд публично назвал христианство «выдумкой сатаны». Таким образом, не только вероучение, отвергающее основной христианский постулат Богочеловечество Господа нашего Иисуса Христа, но и публичные заявления лидеров этой секты, время от времени публикуемые «Обществом», не оставляют никаких сомнений на этот счет. Вот что пишет «Сторожевая башня», вышедшая в свет 01.03.1994 г., стр. 9, о христианах в статье под заглавием «Приговор Иеговы лжеучителям». Истолковывая книгу пророка Исайи, 3, 13-15, они пишут: «Сегодня, как лжепророки Иерусалима в древности, духовенство христианского мира тоже ходит во лжи, распространяя отступнические учения — учения, которых нет в Слове Бога. О чем говорится в некоторых из этих лжеучений? О бессмертии души, о Троице, о существовании чистилища и огненного ада, предназначенного, чтобы вечно мучить людей. Духовенство тоже льстит слушателям, проповедуя то, что нравится людям. Духовенство рассказывает «мечты сердца, своего». Это — ложь. Верящие такой лжи отравляются духовно. Их ведут неверным путем — к уничтожению. Прихожане церквей ужасающе невежественны в Библии, потому что священнослужители «кормят» их мирскими философиями. Состояние христианского мира хуже безнравственного состояния, в котором находились Содом и Гоморра.. В глазах Иеговы христианский мир заслуживает большего осуждения. Современные лжеучители (христианское духовенство) делают из своих последователей ослепленных служителей Божьего Противника — сатаны, дьявола». (В изданиях «С. И.» слова «дьявол» и «сатана» пишутся с большой буквы). Как правило, католичество они критикуют за власть Пап над мирскими царствами, а Православие за национализм («С. Б.» 10.07. 1993 г., стр. 10). Ненависть «Свидетелей Иеговы» распространяется на все без исключения религии, но христианство как ближайший противник, который стоит на пути к мировому господству «Сторожевой башни», вызывает у них особенную ненависть. Всех не принадлежащих к их секте в своих программных заявлениях и статьях они называют «козлами».
Своеобразное психологическое удовлетворение в войне с христианством, которое пока не удается окончательно побороть, «свидетели Иеговы» находят в прорицаниях гибели христианского мира вместе с его святынями, в возвещении гнева «Иеговы» на непокорных: «В книге Иеремии 25, 10-11 мы читаем, как Иегова провозглашает: «Прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты. вся земля эта будет пустынею и ужасом». Это будет действительно ужасающим, когда мощные храмы и роскошные строения христианского мира с грохотом превратятся в руины. Долго ли продлится это разрушение. Исполнение приговора Иеговы сегодня будет окончательным, на вечные времена. Первой должна пасть мировая империя ложной религии, затем падут политические силы, а после них. сам сатана» («С. Б.» 01.03.1994 г., стр. 19-21).

Тоталитарность У «свидетелей Иеговы», как и в других тоталитарных движениях, существует четкая система управления, иерархическая субординация и железная дисциплина. Во главе «организации» находится директорат (совет директоров), выполняющий управленческие и идеологические функции, а над ним стоит президент с неограниченной властью и пожизненным материальным обеспечением.
При директорате существует так называемая «Галаадская школа», в которой готовятся кадры миссионеров-проповедников. Впоследствии они, как правило, будут занимать высокое положение в «Обществе». Среди них будут руководители филиалов «Общества» в одной стране или группе стран, руководители межрегиональных, зональных бюро и т. д. Поместными же «Залами Царств» управляют «старейшины» и так называемые «надзиратели».
Каждый «интересующийся» (то есть человек, готовящийся вступить в организацию) подвергается очень жесткой идеологической обработке, по окончании которой он уже не может быть полноценным членом общества. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые примеры. Человеку, принявшему крещение «во имя Отца, Сына и водимому духом Организации» (используется именно такая крещальная формула), запрещается:
— принимать участие в каких-либо религиозных праздниках. Вероучительная брошюрка гласит: «Мы должны избегать религиозных праздников и обычаев, которые противоречат Божьим принципам» («Познание, ведущее к вечной жизни», Watchower Bibl and Tract Society of New York, Inc., 1995 г., стр. 49) . Насколько подсказывает личный опыт общения с ними, принципам «Иеговы» противоречат все религиозные праздники и обычаи, за исключением того, что они называют «Вечерей Воспоминания». Они празднуют ее один раз в год, но как мало эта «Вечеря» имеет общего с Богом данным Святым Таинством.
— праздновать день рождения (не только свой собственный, но и близких и друзей). «Свидетели» оправдывают это так: «Поскольку Писание не указывает дату рождения совершенного человека Иисуса Христа, то стоит ли нам уделять особое внимание дням рождения несовершенных людей?» (Там же, стр. 126). Категорически запрещается чем-то выделять этот день из остальных, а уж тем более получить или послать поздравительные открытки.
чествовать государственный флаг и исполнять национальный или государственный гимн. Иеговисты пишут: «Они (то есть «верные свидетели») также избегают скрытых форм идолопоклонства — почитания флагов и исполнения песен, прославляющих какой-либо народ» (Там же, стр. 124).
(Хотя Священное Писание много раз упоминает о необходимости исполнения гражданских обязанностей: 1 Езд. 7, 26; 10, 8; Прит. 24, 21; Еккл. 10, 20; Иер. 29, 7; Мф. 17, 24-27; 22, 21; Деян. 23, 5; 1 Пет. 2, 13-17; Рим. 13, 1-7; Пим. 2, 1-2; 3, 1).
— переливание крови или донорство (даже ради спасения жизни). Это запрещение взято ими из книг Второзакония и Левит, где Бог запрещает употреблять в пищу кровь животных. «Из уважения к святости жизни богобоязненные люди отказываются от переливания крови, даже если другие утверждают, что это спасет им жизнь» (Там же, стр. 129). Это — страшное заблуждение, так как из-за, этого недоразумения уже погибли тысячи искренних, но глубоко заблуждающихся «свидетелей Иеговы». Священное Писание нигде не говорит о том, что душа и жизнь человека заключены в его крови. И в тех местах, на которые ссылаются «свидетели», это относится только к животным. Сейчас, когда я пишу эти строки, у меня на столе лежит телеграмма несчастной матери:
«Мой сын, Селитко Павел Витальевич, проживающий . , смертельно болен, необходимо переливание крови, сейчас находится в больнице . , отделение гематологии, палата . . Сектанты «свидетели Иеговы» не разрешают ему переливать кровь. Прошу помощи. Мама Павла».
— любые формы общения с людьми, вышедшими из-под контроля организации. «Чтобы сохранить собрание чистым, упорствующие, нераскаивающиеся нарушители закона. Бога непременно будут лишены общения» (Там же, стр. 138). Это одна из самых жестоких «заповедей» этой «святой» организации. Десятки тысяч семей было разрушено. Сколько слез! Сколько разбитых судеб! Совсем недавно один из сотрудников нашего Центра (Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А. С. Хомякова) был приглашен в качестве эксперта на судебное заседание в город Новый Оскол Белгородской области. Вкратце суть дела такова: пожилой гражданин (около 80-ти лет) подарил дом своей внучке. Однако через некоторое время, посещая местный «Зал Царствия» (то есть местную общину иеговистов), он захотел аннулировать дарственную, чтобы впоследствии отписать свою собственность «организации», членом которой к тому времени он уже состоял. Он проклял свою внучку, ее мужа, назвал их «слугами сатаны» и пообещал, что они обязательно погибнут во время Армагеддона, который вот-вот должен наступить. Медицинская экспертиза признала его вполне дееспособным (несмотря на его возраст). Чего не хватало этому человеку, которого не выгоняли из дома, за которым ухаживали, которого любили? Что заставило его предать проклятию своих близких? Ответ один: вера у них такая — ненавидеть.
Иеговистское учение об Армагеддоне дает нам полное право назвать эту «организацию» бесчеловечной сектой, беспощадно попирающей свободу личности. Запугивая доверяющихся им людей «скорым уничтожением злой системы» (то есть всех не-иеговистов), они делают их рабами «правящей корпорации», т. к. спастись можно только в ее «лоне». «Великая скорбь достигнет своего апогея в Армагеддоне — в брани в. великий день Бога Вседержителя. Эта война уничтожит все следы земной организации Сатаны (иными словами — всю цивилизацию — О. С.) и даст выжившему человечеству (то есть верному остатку «свидетелей Иеговы» — О. С.) возможность насладиться бесконечными благословениями (на трупах более чем шести миллиардов человек! — О. С.), . очевидные библейские доказательства указывают на скорое уничтожение сегодняшней злой системы». Такова «благая весть об Армагеддоне», которую несет человечеству «корпорация».

Диспут со «Свидетелями Иеговы» (Продолжение)

О рукоположении. Об исповеди. Об иконопочитании

О рукоположении

Православный: Мне известно, что у вас нет рукоположения как такового. Думаю, это обстоятельство ставит вас в противоречивое положение по отношению к тем библейским текстам, где говорится о рукоположении. Библия учит, что чрез рукоположение подается дух премудрости и право повелевать (начальствовать в народе Божьем): И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею (Втор. 34, 9). Чрез рукоположение подавалась благодать Божия, и такой порядок был установлен Самим Богом: И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою. и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых (Чис. 27, 18, 20). Свв. апостолы были призваны на служение Самим Господом, и Он Сам передал им власть совершать таинства: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого (Ин. 20, 21–22); Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 14–16). Но даже призванный непосредственно Христом ап. Павел (Деян. 9, 1‒8) нуждался в возложении рук для исполнения Духом Святым: Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деян. 9, 17–18). Позже он был рукоположен на служение благовестника в Церкви: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2–3). Рукоположение дало ап. Павлу право епископа рукополагать других: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).

Чрез рукоположение подавалась благодать Божия, и такой порядок установлен Богом

Свидетель Иеговы: В нашем переводе этот текст звучит несколько иначе: «Также они назначили им в каждом собрании старейшин и после молитвы и постов вверили их Иегове, в которого они уверовали» (ПНМ [1] Деян. 14, 23). Как видите, здесь нет слова «рукоположение». По-гречески данное слово может означать «подачу голоса в народном собрании посредством поднятия руки или избрание, утверждение кого-либо в должности».

Православный: Это не совсем верно, ибо в апостольской Церкви, как, впрочем, и сейчас, посвящение совершалось через возложение рук, это традиция шла из Ветхого Завета. Мы читали об этом. Если мы посмотрим текст о рукоположении Павла, то сможем убедиться в этом: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2–3). Здесь по-гречески говорится: возложив на них руки, что дословно означает: положили, возложили, взвалили; — от известного греч. глагола. Других вариантов в данном случае нет, а поэтому верен Синодальный перевод, когда говорит о рукоположении. Также известно из истории Церкви, что избрание кандидатов на священство всегда предшествовало рукоположению. Странно, что переводчики «Нового мира» перепутали первое со вторым. Итак, продолжим.

Рукополагать и конфирмировать могли апостолы или их преемники — епископы (ср. Деян. 8, 14–17; 1 Тим. 5, 22). Рукополагали не только пресвитеров и епископов, но и диаконов: Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 6).

Не все христиане совершают пастырское служение: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1 Кор.12, 28–30).

Свидетель Иеговы: Есть нравственные требования к тем, которые совершают различные служения в христианских собраниях: Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. 3, 2‒7). Мне кажется, что подобные требования не всегда учитываются в современном Православии. Например, насколько я знаю, все епископы у вас монахи. А здесь сказано: епископ должен быть непорочен, одной жены муж. Безбрачное духовенство — это проблема в современном христианском мире. Для многих она оканчивается нравственным кризисом. Достаточно вспомнить о недавних шумных скандалах вокруг некоторых католических священнослужителей.

Православный: Безбрачие в Церкви установлено для тех, «кто может вместить», как сказано: Есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12). Цель безбрачия — целесообразность в деле церковного служения. Ап. Павел ясно высказался по этому вопросу: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. (1 Кор. 7, 32–33); и выше он сказал: Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие (1 Кор.7, 28–29). Мы не умаляем значение брака, но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 8–9).

Но вернемся к вопросу о рукоположении. Сказано: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4). Сравним этот текст с другим: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14). Итак, очевидно, что человек не может сам себя поставить на священническую должность и освятить (рукоположить) самого себя, но поставляется от Бога по пророчеству с возложением рук священства. В исторических христианских церквях точно известно, от кого из апостолов и чрез каких епископов преемство рукоположения сохраняется до настоящего времени [2] . И это является исторически установленным фактом непрерывности присутствия дара Божия — харизмы в Христовой Церкви: По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1, 6). Касаясь нравственно-моральных проблем в клерикальной среде, мы все должны внимательнее относиться к словам aп. Павла: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1 Тим. 5, 22). — То есть такая опасность существовала всегда! Но при этом Писание призывает нас осторожно относиться к непроверенным слухам по поводу духовенства: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1 Тим. 5, 19).

С другой стороны, благодать действует и чрез недостойных. Сказано: Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться (Флп. 1, 18). Господь Иисус Христос однажды сказал: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 2–3). Апостолы не идеализировали и самих себя. Так, например, ап. Иаков говорил: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. (Иак. 3, 1–2). Ап. Павел подчеркивал, что служители не всегда соответствуют тому, чем они должны быть. Иначе, он говорил и о фактическом несоответствии: . для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть (2 Кор. 13, 7). Веру в собственную безгрешность, свойственную, кстати, многим сектам, апостолы почитали лживым лицемерием: Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1, 10). А о себе самом ап. Павел говорил: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 15–19).

Об исповеди

Православный: Как мы видим, проблема греха — это серьезная проблема, и сами апостолы стремились ее разрешить. А как вы решаете эту проблему?

Свидетель Иеговы: 14 нисана 33 года Иисус отдал жизнь свою «для искупления многих» (ср. Мк. 10, 45). Сказано: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство (1 Тим. 2, 5‒6). Смертью Иисуса Иегова Бог совершил акт справедливости. В законе сказано: Твердыня! совершенны дела Его, ибо все пути его праведны. Бог истины, и нет неправды в Нем, Он правдив и верен (ПАМ Втор. 32, 4). Закон требовал компенсации за грех, и она была удовлетворена кровью человека Христа Иисуса по принципу: Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9, 22). Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (Рим. 3, 25–26). Воскреснув по духу на небе, став духом, дарующим жизнь, он вознесся во святое святых Вселенной и преподнес любимому Отцу цену Своей совершенной человеческой жизни. О чем сказано: Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр. 9, 24).

Во-первых, если мы верим в пролитую кровь Иисуса, мы имеем искупление для прощения грехов (Еф. 1, 7).

Во-вторых, искупительная жертва Христа дает нам основание для надежды на вечное будущее.

В-третьих, искупительная жертва — величайшее доказательство любви Иеговы.

Православный: Подобная позиция называется в православном богословии «юридической». Она достаточно схоластична и слишком неуклюжа. Библейская сотериология (учение о спасении) более конкретна.

Говоря о спасении, необходимо говорить о действительно необходимых вещах, таких как Покаяние, Крещение и Святое Причастие. Некогда апостолам был задан вопрос: . что нам делать, мужи братия? На что ап. Петр ответил: . покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 37–38). К вопросу о Крещении мы вернемся, когда будем обсуждать тему о крещении младенцев. Сейчас мы будем говорить о Покаянии, или о таинстве Исповеди.

Само слово «покаяние» означает — «перемена образа мышления». Необходимо уничтожить грех как склонность, или как закон греха, живущий в нашей плоти. Ап. Павел свидетельствовал: . Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха (Рим. 7, 25). Но представляется невозможным бороться с дурными наклонностями поврежденной грехом наших прародителей жизни, не решив вопрос об уже содеянных нами грехах. Они, как адские «вериги», висят на нашей совести и пытаются ввергнуть нашу душу в бездну отчаяния и уныния. Ап. Павел восклицал: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 22–24). Поистине: . всякая плоть извратила путь свой на земле (Быт. 6, 12). Неопределенность в таком вопросе, как вопрос о путях спасения, пагубно сказалась бы на духовном состоянии каждого из нас.

И здесь надо вспомнить, что Христос пришел в этот мир спасти людей Своих — от грехов их (Мф. 1, 21). О том, что Он обладал уникальной властью прощать грехи, свидетельствуют многие библейские тексты. Он Сам свидетельствовал об этой власти: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мф. 9, 6); Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5).

Оставляя эту землю, Христос не мог не оставить на земле эту удивительную власть — прощать грехи, полученную Им от Его Небесного Отца. По воскресении из мертвых, явившись святым апостолам, Господь сказал им: …Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21–23). Этими словами Он подтвердил сказанное ранее в Кесарии Филипповой: И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18–19). В этом тексте Он (Христос) собеседует с ап. Петром, далее Он подтверждает, что этой властью наделяются и другие его служители: ...а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 17–18). Эта власть принадлежала не только апостолам из числа 12. Предстателями пред Господом Иисусом были все епископы и пресвитеры Его Церкви. Ап. Павел, не принадлежавший к апостолам из числа 12, говорил о себе и о других соработниках во Христе: А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова (2 Кор. 2, 10). Как напоминают эти слова ап. Павла ту форму, которую используют православные священники в качестве разрешительной молитвы после исповеди: «. и аз, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю. ». Христос, оставляя этот мир, сказал: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Он не оставляет нас в таинствах Церкви. О Его всемилостивом прощении сказано: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 9). Но орудиями Его прощения со дня Пятидесятницы по-прежнему являются те священнослужители, обращаясь к которым в лице апостолов, Он сказал: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23) и к которым относятся слова: Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Свидетель Иеговы: Вы достаточно подробно раскрыли свою позицию. Но не кажется ли вам, что такой подход к роли духовенства противоречит библейскому принципу: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5).

Православный: Нет. Любое ходатайство, которое совершается помимо Ходатайства Христова, обращено ко Христу или чрез Христа. И только Человек Христос Иисус может ходатайствовать за нас пред Отцом Небесным. Поэтому этот принцип не разрушается, а уточняется. Словами . как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21) — Сын Божий призывает Своих служителей совершать служение предстоятелей (которое на Небесах продолжает совершать и Он Сам). Сказано: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас (1 Фес. 5, 12). Новозаветное священство приостановило и заменило собою священство ветхозаветное, о котором сказано: За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание (Ис. 43, 28). До дня Пятидесятницы иудейское священство обладало в глазах Христа определенной властью. В некоторых случаях, исцеляя недужных, Господь говорил им: И сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им (Мк. 1, 44); Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились (Лк. 17, 14).

Подчинение священству — залог спасения

Если ветхозаветное священство было наследственным, по чину Ааронову, то новозаветное — по призванию, по чину Мелхиседека. И сколь высоко отличается благодать от закона, столь высоко возвышается священство новозаветное над ветхозаветным. Читаем: Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона (Евр. 7, 11–12). Подчинение священству — залог спасения, восстание против него — путь нечестивого Корея, Дафана и Авирона, о которых и сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества (Чис. 16, 23–24, 32–33). Все секты, возникавшие за историю существования исторического христианства, рано или поздно приходили к своему концу. Любые их попытки расшатать Церковь оказывались бесплодными, ибо основатель Церкви некогда изрек: . Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Свидетель Иеговы: Вы хотите запугать меня? Вы напрасно тратите время.

Православный: Нет. Напрасно я время не трачу. Если вы уверуете в истины Православия, то ко мне можно будет применить текст: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 19–20); а если вы не примете нашу веру, то в силу вступит другой текст: Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез. 3, 19).

Свидетель Иеговы: Я вижу, что на все случаи у вас запасен текст. Вы настоящий книжник.

Православный: Нет! Я просто христианин, который часто вспоминает слова ап. Петра: Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет. 4, 11).

Я думаю, что завтра, если угодно будет Господу, и живы будем (Иак. 4, 15), мы сможем встретиться вновь и продолжить наш диспут [3] .

Об иконопочитании [4]

Православный: С какой темы вы хотели бы начать наш сегодняшний диспут?

Свидетель Иеговы: Мы могли бы начать с беседы об изображениях.

Православный: Вы избрали тему, вы и начинайте.

Свидетель Иеговы: Хорошо. Мы считаем, что использование изображений, статуй в поклонении означает — позорить Бога. Начнем с того, что сделать изображение Бога невозможно: Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1 Ин. 4, 12); Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? (Ис. 40, 18); Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? (Ис. 46, 5). В Греческих Писаниях записано: Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого (Деян. 17, 29). Христиане предостерегаются относительно изображений: Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения (1 Кор. 10, 14); Дети! храните себя от идолов. Аминь (1 Ин. 5, 21). Ведь Богу следует поклоняться в духе и истине: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). Евреям запрещалось поклоняться изображениям и изготовлять их: Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Иегова Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого рода, ненавидящих Меня (ПАМ Исх. 20, 4‒5).

Православный: Как вы думаете, в Библии есть противоречия?

Свидетель Иеговы: Нет! Библия есть истинное Слово Иеговы!

Православный: Хорошо. Я согласен с вами, в Писании действительно нет противоречий. Но давайте сравним приведенный вами текст из Исх. 20, 4‒5 с текстом 3 Цар. 6, 29. По ходу чтения этого текста я хочу задать вам два вопроса. Читаем: И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов. (3 Цар. 6, 29). Херувимы где обитают?

Свидетель Иеговы: На небе.

Православный: Далее: . и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. А пальмовые деревья и цветы где растут?

Свидетель Иеговы: На земле.

Велика разница между идолом и священным изображением, созданным по воле Бога

Православный: Как мы видим, в Иерусалимском Храме, который был построен по воле Бога, были изображения и того, что на небе вверху, и что на земле внизу. И в этом нет никакого противоречия, ибо очень велика разница между кумиром (идолом) и священным изображением, созданным по воле Бога. Кстати, заповедь о кумирах надо читать не с 4 стиха, а с 3: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 3). Тогда сразу становится понятно, какие изображения Бог запрещал создавать. Иначе у вас получается, что одни библейские стихи противоречат другим.

Итак, мы знаем, что Господь Бог признавал Иерусалимский Храм. Когда он освящался, то не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицом на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (2 Пар. 7, 2–3). Господь Иисус Христос говорил о Иерусалимском Храме: Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). Псалмопевец Давид почитал святой Храм, он говорил: А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5, 8).

Свидетель Иеговы: В некоторых английских переводах слова поклонюсь святому храму Твоему переводятся — «поклонюсь в храме Твоем».

Православный: Давайте посмотрим дословный перевод раввина Давида Йосифона: «А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в благоговении (пред) Тобой» (Тегилим (Псалтирь), 5, 8). Как видите, дословный перевод более соответствует Синодальному.

Но давайте вернемся к нашему рассуждению об Иерусалимском Храме. Как мы видим из Писания, священные изображения были не только на всех стенах храма кругом (3 Цар. 6, 29), но и посреди Храма в виде огромных статуй: И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом (3 Цар. 6, 27–28). Изображения были и на ковчеге завета: …И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (Исх. 25, 18). Причем об этих изображениях далее сказано: …Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым (Исх. 25, 22). Известно, что мастер, делавший изображения по воле Господа, имел в себе Духа Божия для совершения данной работы: …смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством (Исх. 31, 2–3).

Кстати, я регулярно просматриваю ваши журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь» и нахожу там много изображений Христа, его апостолов и т.д. Подобные изображения можно найти и в литературе протестантов разных направлений.

Свидетель Иеговы: Но этим изображениям никто не поклонялся и не поклоняется.

Православный: Беседуя об иконопочитании, необходимо этот вопрос разделить на две части:

1. Можно ли иметь изображения?

2. Можно ли почитать их?

По первому вопросу я спрашиваю вас: были ли изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, созданные по воле Бога?

Свидетель Иеговы: Да, были.

Православный: Имеются ли изображения в ваших изданиях?

Свидетель Иеговы: Да.

Православный: Хорошо. Теперь мы можем перейти ко второму вопросу: можно ли почитать изображения, созданные по воле Бога? Я зачитаю текст из книги Исход и задам вам один вопрос. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3, 1‒5). Ответьте на вопрос: почему земля стала святой, так что Моисею потребовалось снимать обувь с ног своих? Что, изменился ее химический состав?

Свидетель Иеговы: Земля стала святой, потому что там присутствовал Господь.

Православный: Разувайтесь, Бог Вездесущ! Сказано: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138, 7–10). Повторяю вопрос: почему земля стала святой?

Свидетель Иеговы: Да! Бог Вездесущий, но не везде Он так явно проявлял Свое присутствие, как на том месте.

Материя, чрез которую Господь проявляет свое присутствие, становится освященной

Православный: Правильно, та материя, чрез которую Господь проявляет свое присутствие, становится святой или освященной. По отношению к ней надо было проявлять почитание: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, — причина (!): ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И здесь надо заметить, что в Библии не говорится ни об одном случае, когда бы Бог явился людям как абсолютно чистый дух. Господь являлся или в виде облака, или в виде огненного столба: …И вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь (Исх. 14, 20); где веяние тихого ветра, [и там Господь] (3 Цар. 19, 12); в виде . голубя, сходящего на Него (Мк. 1, 10) и т.д. и т.п. Благодать Божия многоразлично и многообразно проявляется чрез посредство тех или иных типов материи, и всякий раз отношение к ней должно быть соответствующее. Когда муж …Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его. Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия (2 Цар. 6, 6‒7). Известно, что царь …Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит (Дан. 5, 2, 30). С точки зрения формальной иконоборческой логики, чашка — она и есть чашка. Но Библия учит, что эти сосуды — священные сосуды Божии (1 Пар. 22, 19). В ветхозаветные времена благодать Божия проявлялась и чрез мощи. Известно, …что, когда погребали одного человека, то. погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13, 21). Что воскресило человека: кости или Божия благодать?

Свидетель Иеговы: Конечно, Божия благодать!

Православный: Правильно. Благодать. Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: …он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил. Новозаветные времена явили больший поток благодати, как сказано: …ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17). Известно о Христе, что …просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись (Мф. 14, 36). Также плат и пояс ап. Павла исцелял болезни и изгонял злых духов. Сказано: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19, 11–12). Даже тень проходящего ап. Петра источала благодать: …так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян. 5, 15).

Свидетель Иеговы: Чудеса, которые творили апостолы, не повторяются в наши дни. Век апостолов прошел.

Православный: Единственная книга Нового Завета, в конце которой нет слова «аминь», — это книга «Деяния святых апостолов». История Церкви Божией не кончается на апостолах. Чудеса совершались до них и после них, и это очевидно.

Но вернемся к вопросу об иконопочитании. Как вам кажется, кто создал первую икону?

Свидетель Иеговы: Я думаю, что этот вопрос никакого отношения к Библии не имеет.

Православный: Вы серьезно ошибаетесь. Первой «иконой» был созданный Богом первый человек Адам. Адам есть икона (образ) Господа Бога. Ведь в Писании сказано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему. (Быт. 1, 26). Слово «образ», по-гречески иконос — означает образ, который указывает на первообраз (это слово встречается в Септуагинте 24 раза). Этот принцип касается всех вопросов, связанных с проявлением Божественной Святости. Сам Христос являлся иконой (образом) Бога Отца. Он свидетельствовал о себе: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9). Ап. Павел говорит о Христе, что Он — есть образ (т.е. икона — О.С.) Бога невидимого (2 Кор. 4, 4).

Сам Христос являлся иконой (образом) Бога Отца

Святилище, скиния, ковчег завета, сосуды, жертвенник и т.д. — все это Господь повелел сделать Моисею по образу небесному, который показал ему на Синае: …Все [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ее; так и сделайте (Исх. 25, 9). Иными словами, каждая часть святилища была образом (иконос), который указывал на первообраз. О небесном жертвеннике, равно и об ангельском богослужении с участием молитв святых мучеников, мы можем прочитать в Новом Завете: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8, 3‒4).

Свидетель Иеговы: Но что же тогда идол в вашем понимании? И чем идол отличается от иконы?

Православный: Ап. Павел говорит, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Что это значит? Ответ прост. Есть, например, идол Зевса, но разве в природе существует такая духовная личность? Конечно, нет. Идол ничто, потому что никакая реальность не стоит за ним. А образ всегда предполагает первообраз.

Свидетель Иеговы: Но евреи не делали изображение Бога. Во Второзаконии сказано: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину (Втор. 4, 15–16). Я не говорю об изображениях святых, Христа, о подобном даже не упоминается в Библии.

Православный: Вы правы. Изображений Бога не делали, потому что Господь не являлся в Ветхом Завете иначе, как только в виде Ангела. И иудеи, зная это, …на всех стенах храма кругом сделали резные изображения херувимов (3 Цар. 6, 29). То, что Христос есть образ Бога невидимого (2 Кор. 4, 4), об этом мы уже говорили. Вы говорите, что не было изображений святых. Я с вами согласен. Их не было, потому что святым делает человека только Христос, и без Него и Его Церкви древние не имели надежды не только на святость, но и на спасение. Сказано о ветхозаветных праведниках: И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11, 39). Христос Сам сделал их святыми, искупив на Кресте и потом — выведя из ада, …которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1 Пет. 3, 19).

Свидетель Иеговы: Итак, вы поклоняетесь иконам?

Православный: Не совсем. Обратите внимание на Церковный догмат 7 Вселенского Собора (Никейского). Здесь сказано, что мы «поклоняемся» иконам «почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием по тому образу, яко же изображению» [5] . Иными словами, мы не поклоняемся иконам так же, как и Богу, т.е. истинным поклонением, а только почитаем их. То же самое относится и к Пресвятой Деве Марии, ангелам и святым. Это и значит — поклоняться «почитательным поклонением».