Комментарии к ст 24 коап

Комментарии к СТ 24.5 КоАП РФ

Статья 24.5 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Комментарий к статье 24.5 КоАП РФ:

1. В комментируемой статье содержится перечень обстоятельств, являющихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Это означает, что при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу.

2. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не установлено наличие противоправного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность.

3. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (см. комментарий к ст. 2.1).

В статье специально выделены признаки, характеризующие физическое лицо как субъекта противоправного деяния. Имеются в виду недостижение физическим лицом соответствующего возраста (см. комментарий к ст. 2.3) и его невменяемость (см. комментарий к ст. 2.8).

4. К обстоятельствам, исключающим производство по делу, относятся и действия лица в состоянии крайней необходимости (см. комментарий к ст. 2.7).

5. Исключают производство по делу издание акта амнистии, когда такой акт устраняет применение административного наказания, и отмена закона, которым была установлена соответствующая административная ответственность (см. комментарий к ст. 1.7).

6. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато либо подлежит прекращению и в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Вопрос об оценке конституционности нормы п. 6 ч. 1 данной статьи был рассмотрен Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П признал положение упомянутого пункта не противоречащим Конституции РФ, «поскольку названное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возможности отказа в таких случаях от оценки обоснованности выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях лица состава административного правонарушения» (РГ. 2009. 3 июля).

7. Обстоятельствами, исключающими производство по делу, являются наличие по тому же факту совершения деяния тем же лицом постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 29.9), а также постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ.

8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, влечет прекращение производства, поскольку в этом случае отсутствует субъект административной ответственности.

9. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 Кодекса (военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, или лицом, имеющим определенное специальное звание), производство по делу после выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения подлежит прекращению для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда за такое правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, что предусмотрено в ч. 2 ст. 2.5 Кодекса (см. комментарий к ст. 2.5).

Статья 24.5 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 24.5 КоАП РФ

1. Данной статьей установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, несовместимых с производством по делу об административном правонарушении.

Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно в следующих случаях: а) в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП противоправного деяния, б) при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.

2. О понятии состава административного правонарушения, возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, крайней необходимости, невменяемости см. соответственно комментарии к ст. 2.1, 2.3, 2.7, 2.8.

3. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии отнесено к исключительному ведению Государственной Думы. Амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. В отличие от амнистии институт помилования отдельных лиц свойствен уголовному праву, помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

4. Осуществление мер административной ответственности (т.е. применение административных наказаний) сопряжено с ограничением прав и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ это допускается только федеральным законом. Отмена федерального закона, устанавливающего административную ответственность, устраняет противоправность данного действия (бездействия), совершение которого не является административным правонарушением и соответственно не влечет применения санкций. Институт отмены закона, устанавливающего административную ответственность, применяется редко: в КоАП 1984 г. были отменены только ст. 116, 118.1, 121, 125.

Отмена предписаний КоАП, устанавливающих административную ответственность, допускается только федеральным законом.

5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, совпадают с обстоятельствами, исключающими производство по уголовному делу, либо с обстоятельствами, влекущими прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого; согласно ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27 УПК к ним, в частности, относятся отсутствие в деяниях события преступления, состава преступления, смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, издание акта амнистии. Об объявлении гражданина умершим см. ст. 45 ГК. Ликвидация юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не относится к обстоятельствам, исключающим производство по данному делу.

6. Сроки давности привлечения к административной ответственности (см. п. 6 комментируемой статьи) установлены ст. 4.5 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Применительно к делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями арбитражных судов (см. абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП), п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 установлено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные ч. 1 и 3 ст. 4.5 КоАП.

В ходе такой проверки необходимо учитывать положения ч. 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК).

О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

7. При выявлении хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в процессе рассмотрения указанного дела судья, орган, должностное лицо выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 29.9).

Выявление указанных обстоятельств на этапе, предшествующем рассмотрению дела об административном правонарушении, влечет прекращение производства по указанному делу на основании постановления, вынесенного органом, должностным лицом, в производстве которых находится указанное дело (см. комментарий к ст. 28.9).

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ)
2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ).

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

(Часть дополнительно включена с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ)
4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

(Часть дополнительно включена с 17 октября 2015 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 288-ФЗ)

Комментарий к статье 24.5 КоАП РФ

1. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность.

2. Отсутствие состава административного правонарушения выражается в отсутствии такого качества административного правонарушения, как виновность. Отсутствие виновности означает, что не установлена форма вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возраста наступления административной ответственности либо оно на момент совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости.

3. Крайняя необходимость как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

4. Существует общий принцип привлечения к ответственности, который выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства, как издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, и отмена закона, установившего административную ответственность.

5. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дается разъяснение о том, что судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

6. По общему правилу правоприменения лицо привлекается к ответственности за одно и то же правонарушение один раз. Поэтому производство об административном правонарушении в отношении лица должно быть прекращено, если по этим же противоправным действиям (бездействиям) в отношении данного лица уже было вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.

7. Смерть лица, привлекаемого к административной ответственности, также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

8. В целях более эффективного достижения задач законодательства об административных правонарушениях представляется обоснованным привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 комментируемого Кодекса, при совершении ими административных правонарушений.

9. Если производство по делу об административном правонарушении прекращается на стадии рассмотрения дела, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное постановление о прекращении дела.

Другой комментарий к статье 24.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Данной статьей установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, несовместимых с производством по делу об административном правонарушении.

Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно в следующих случаях: а) в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП противоправного деяния, б) при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.

2. О понятии состава административного правонарушения, возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, крайней необходимости, невменяемости см. соответственно комментарии к ст. 2.1, 2.3, 2.7, 2.8.

3. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии отнесено к исключительному ведению Государственной Думы. Амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. В отличие от амнистии институт помилования отдельных лиц свойствен уголовному праву, помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

4. Осуществление мер административной ответственности (т.е. применение административных наказаний) сопряжено с ограничением прав и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ это допускается только федеральным законом. Отмена федерального закона, устанавливающего административную ответственность, устраняет противоправность данного действия (бездействия), совершение которого не является административным правонарушением и соответственно не влечет применения санкций. Институт отмены закона, устанавливающего административную ответственность, применяется редко: в КоАП 1984 г. были отменены только ст. 116, 118.1, 121, 125.

Отмена предписаний КоАП, устанавливающих административную ответственность, допускается только федеральным законом.

5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, совпадают с обстоятельствами, исключающими производство по уголовному делу, либо с обстоятельствами, влекущими прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого; согласно ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27 УПК к ним, в частности, относятся отсутствие в деяниях события преступления, состава преступления, смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, издание акта амнистии. Об объявлении гражданина умершим см. ст. 45 ГК. Ликвидация юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не относится к обстоятельствам, исключающим производство по данному делу.

6. Сроки давности привлечения к административной ответственности (см. п. 6 комментируемой статьи) установлены ст. 4.5 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Применительно к делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями арбитражных судов (см. абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП), п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 установлено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные ч. 1 и 3 ст. 4.5 КоАП.

В ходе такой проверки необходимо учитывать положения ч. 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК).

О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

7. При выявлении хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в процессе рассмотрения указанного дела судья, орган, должностное лицо выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 29.9).

Выявление указанных обстоятельств на этапе, предшествующем рассмотрению дела об административном правонарушении, влечет прекращение производства по указанному делу на основании постановления, вынесенного органом, должностным лицом, в производстве которых находится указанное дело (см. комментарий к ст. 28.9).

Комментарий к статье 8.5 КОАП РФ. Сокрытие или искажение экологической информации

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вместе с тем реализация комментируемой статьи имеет практические сложности, связанные с отсутствием законодательного определения экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение указанного вопроса было бы полезным.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Обладатель информации, согласно вышеназванному Закону, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Закон содержит важное положение о том, что право на доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничено.

Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» также закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Кроме этого Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а в ч. 3 ст. 63 устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

Комментируемая статья называет критерии предоставляемой экологической информации. Она должна быть полной и достоверной. К слову, ранее действовавший Закон «Об охране окружающей природной среды» в ст. 12 содержал положение о том, что предоставляемая экологическая информация должна быть достоверной, полной и своевременной.

Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Но так как точный срок законодательством не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное Гражданским кодексом РФ.

Для реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, для его защиты и охраны гражданам следует опираться на ряд других прав, гарантируемых Конституцией РФ. К числу таких прав относятся: право на получение информации, касающейся его прав и свобод (ч. 2 ст. 24; ч. 4, 5 ст. 29); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право обращаться в суд за судебной защитой прав и свобод (ст. 46).

Право на различные виды экологической информации предусмотрено также отраслевым законодательством. Это Законы РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 05.12.2006) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 46), от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 25.10.2006) «О недрах» (ст. 27); Федеральные законы от 01.05.1999 N 94-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) «Об охране озера Байкал» (ст. 23), от 19.07.1998 N 113-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) «О гидрометеорологической службе» (ст. 15) и т.д. Приняты также ряд подзаконных актов, обеспечивающих реализацию экологической информации, — Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду», Приказ МПР РФ от 12.12.2005 N 340 «Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью» и др.

Недостатком комментируемой статьи является то, что она не предусматривает ответственность за отказ в предоставлении экологической информации.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) — сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, искажение сведений о состоянии природных объектов.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении.

Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью (несвоевременное сообщение).

Комментарии к ст 24 коап

Конституционный Суд Российской Федерации 23 сентября 2014 года принял Постановление № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях…» (в дальнейшем Постановление КС РФ).

Напомню, что ныне действующая статья 6.21 КоАП РФ «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» введена в Административный Кодекс РФ Законом № 135-ФЗ от 29 июня 2013 г., единодушное принятие которого высшими органами государственной власти России имело значительный разнонаправленный резонанс в различных кругах человеческого общества не только в Российской Федерации, но и во всем мире.

Данное Постановление КС РФ по своей правовой значимости, равно как и по существу рассмотренных в нем вопросов, без преувеличения является историческим документом

Данное Постановление КС РФ по своей правовой значимости и юридической силе, равно как и по существу рассмотренных в нем вопросов и проблем, без преувеличения является историческим документом. Российское государство в лице Конституционного Суда РФ представило обществу целый ряд нравственно-этических оснований и ценностей в сфере межличностных и брачно-семейных отношений, на которые следует опираться в текущей жизнедеятельности как органам власти и управления страны, так и отдельным гражданам.

Многообразие и значимость закрепленных Постановлением КС РФ правовых постулатов, юридических понятий и терминов не позволяет детально рассмотреть их все в одной статье. Однако тезисное представление названного документа в рамках публицистического формата возможно.

Поводом для принятия столь значимого Постановления КС, как это обычно и бывает, явилась жалоба трех россиян, которые, невзирая на административный запрет государства, пропагандировали свою приверженность к противоестественным половым влечениям в публичных местах. Причем двое из них обосновались для этих целей прямо возле здания детской библиотеки, возможно, для придания своему поступку привкуса большего цинизма и с целью выражения презрения как в отношении других людей, так и в отношении государственной власти.

Затея этих проповедников блуда вполне удалась: они были арестованы полицией, предстали перед судом, были административно оштрафованы в соответствии с п.1 статьи 6.21 КоАП РФ и отправлены восвояси. Но главное, чего они желали достичь и достигли – получение права стать жалобщиками для подачи жалобы в Конституционный Суд РФ, а затем в ЕСПЧ. Вошли в статус. Очевидно, что теперь «цивилизованная Европа» в лице ЕСПЧ присвоит этим горе-правонарушителям статус «правозащитников», борющихся за право российских детей быть развращенными взрослыми дядями и тетями, даже без согласия родителей этих детей. Если перефразировать известную поговорку: «Тот, кто для русского «правонарушитель”, для европейца «правозащитник”».

Однако Конституционный Суд России, рассмотрев жалобу пропагандистов на несправедливость статьи закона, вынес постановление именно об отсутствии права у взрослых людей развращать детей на всей территории России. Причем запрет пропаганды разврата среди детей распространяется на всех взрослых людей, кроме лиц, имеющих соответствующие справки из психоневрологических диспансеров. В связи с этим КС РФ не признал неправомерным административное наказание взрослых и «душевно здоровых» жалобщиков.

Помимо этого, КС РФ весомо и детально подчеркнул ряд «конституционно значимых нравственных ценностей» для российского общества, таких как семья, брак, материнство, отцовство, детство и др. Особо отрадно в отношении позиции КС РФ то, что Постановление является «окончательным, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами». Одним словом – спор здесь неуместен ни для кого. Даже для ЕСПЧ. Следует принять и исполнять.

«…Семья, материнство и детство в их традиционном… понимании представляют собой те ценности, которые… выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации»

Базовая идея или главное утверждение документа состоит в том, что Россия признает семью, материнство, отцовство и детство главными, фундаментальными и государствообразующими ценностями. Абзац 2 пункт 3: «…Семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства».

Ряд терминов, связанных с юридической категорией «семья», введенных Постановлением в общеупотребительный оборот, которые теперь следует считать правовыми понятиями, следует выделить особо.

– Сформировавшиеся, общепризнанные в российском обществе и разделяемые всеми традиционными религиозными конфессиями представления о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве (абзац 5 п.2.2.);

– Особая ценность брака, семьи, материнства, отцовства, детства (а.5 п.2.2.);

– Семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании (а.2 п.3);

– Традиционные представления об этих ценностях (семья, материнство, отцовство, детство) (а.2 п.3);

– В основе законодательного подхода лежит понимание брака как союза мужчины и женщины (а.3 п.3);

– Создание семьи в соответствии с национальным законодательством (а.3 п.3);

– Российское государство не имеет обязательств ни перед кем по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, а также Россия не намерена создавать условия для формирования и утверждения в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепринятых, трактовок института семьи… (а.4 п.3);

– Нетрадиционные сексуальные отношения препятствуют выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции РФ (а.2 п.3.2);

– Конституционные ценности (семья, материнство, отцовство, детство), которые обеспечивают непрерывную смену поколений (а.3 п.3.2.);

Выделенные правовые категории понятия «семья», обладающие четкой юридической определенностью, позволяют сделать ряд выводов.

«Браком» в России однозначно признается союз мужчины и женщины, «союз лиц одного пола» не имеет отношения к понятию «брак»

Во-первых, «браком» в России однозначно признается союз мужчины и женщины, «союз лиц одного пола» не имеет отношения к понятию «брак». Следовательно, употребление расхожих сегодня словосочетаний «однополый брак», «однополая семья» являются выражениями неопределенными, грубо принижающими значение брачно-семейных союзов. Было бы очень отрадным увидеть тихое вымирание этих словосочетаний в глубине недр российских СМИ.

Во-вторых, Суд констатировал факт того, что категории «брак», «семья» воспринимаются современным российским обществом как наследие наших предков.

Великие предки русского народа, создавшие столь же великую русскую тысячелетнюю цивилизацию, основанную на христианских ценностях, в особом представлении не нуждаются. И воспринимать устои брака и семьи нынешним гражданам России Постановление КС рекомендует от них, отбрасывая современные западные научно-философские и правовые извращения брачно-семейных отношений, принимаемые даже на уровне национальных законов.

Только понимание брака и семьи, доставшееся нам от наших предков, может обеспечить России «непрерывную смену поколений», в основании которых должен, как и раньше, находиться краеугольный камень православного христианства.

В-третьих, Конституционный Суд деликатно дал понять всем заинтересованным в заключении брачных союзов лицам, в том числе и лицам, озабоченным противоестественными однополыми влечениями, что в России семья может быть создана только на основании Национального Российского Закона без всякого юридического опыления из Совета Европы или иных международных организаций. Для тех, кто не понял, дана расшифровка: «нетрадиционные сексуальные отношения препятствуют выстраиванию семейных отношений».

«Однополым союзникам» следует обращаться по вопросам регистрации личного безобразия к западным организациям-правопреемникам органов ЗАГС городов Содома и Гомморры. ЗАГСы России для них закрыты

Таким образом, «однополым союзникам» из России следует обращаться по всем вопросам регистрации личного безобразия к западным организациям-правопреемникам органов записи актов гражданского состояния городов Содома и Гомморры, ликвидированных действием Непреодолимой Силы. ЗАГСы России для однополых сожителей, желающих узакониться в грехе, закрыты.

Конституционный Суд комплексно и детально рассмотрел вопросы личной и общественной нравственности в совокупности с понятиями индивидуальной автономии личности, а также прав и свобод человека.

Схематично и сжато позицию Конституционного Суда РФ в этих вопросах можно представить в следующем виде.

В Российской Федерации каждая личность (человек и гражданин) обладает «индивидуальной автономией», которая, в свою очередь, включает в себя такие философско-правовые категории как «достоинство личности», «наклонности и представления», «убеждения и предпочтения» и т.д. Кратко эта внутренняя наполненность отдельной личности обозначается термином «нравственность» или личная нравственность.

Личность человека проявляется (материализуется) в его делах в «сфере частной жизни» и в общественном пространстве. Сфера частной жизни находится в ведении каждого отдельного человека и охраняется государством от вмешательства извне, но не регулируется им, а отношения людей в общественном пространстве России, «межличностные отношения» базируются на правовом понятии «общественная нравственность» и регулируются Российским государством.

Главными инструментами регулирования внутрироссийских межличностных общественных отношений являются Конституция РФ и законы РФ.

КС РФ, учитывая сексуальную подоплеку претензий и обид жалобщиков, устойчиво одержимых наклонностями мужеложской ориентации, используя целый комплекс правовых категорий, популярно и доходчиво в пунктах 2, 2.1.–2.3. Постановления представил позицию Российского государства по вопросам прав и свобод в области половой ориентации человека.

Приведу некоторые цитаты, которые позволяют понять эту позицию:

– «сами по себе сексуальные контакты не находятся ни под запретом международно-правовых норм, ни под запретом Конституции РФ»;

– «сексуальная ориентация как таковая не может служить правомерным критерием установления различий в правовом статусе человека и гражданина»;

– «приверженность нетрадиционным сексуальным установкам для многих может выглядеть оскорбительной с точки зрения принятых в российском обществе норм морали или иным образом посягающей на общественную нравственность»;

– «Конституция РФ не дает оснований для признания безусловной правомерности публичной деятельности, направленной на дискредитацию, склонение к отрицанию конституционно значимых нравственных ценностей, предопределенных историческими, культурными и иными традициями многонационального народа РФ»;

– «допустимость ограничений в осуществлении прав и свобод человека законом, в том числе с целью удовлетворения справедливых требований морали»;

– «в законодательстве РФ механизмы реализации этих положений (пределы сексуальной автономии личности, нормативное определение непристойного поведения…) основаны на представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве … и об их особой ценности»;

Постановление впервые в истории современной России юридически определяет категории нравственного поведения человека в российском общественном пространстве

Следует заметить, что рассматриваемое Постановление впервые в истории современной России юридически конкретно определяет категории нравственного поведения человека в российском общественном пространстве, расшифровывает и наполняет юридическим смыслом конституционное понятие «нравственность» закрепленное в ст. 55 Конституции РФ.

Итак, в качестве выводов из этой части статьи, можно перечислить ряд правовых оснований, на которых теперь должны базироваться законодательная деятельность и правоприменительная практика российского государства.

Первое. Любые интимные личные контакты людей не находятся под запретом государства, но афиширование этих контактов в общественном пространстве является безнравственным поведением. Причем с позиций соблюдения норм общественной нравственности порицается пропаганда как естественных интимных контактов людей, так и противоестественных («нетрадиционных»). Декларирование интимных отношений всех видов рекомендуется ограничивать рамками «индивидуальной автономии личности».

Второе. Конкретно определены «конституционно значимые нравственные ценности». Это семья, материнство, отцовство, детство. Однополые союзы и мужеложский образ жизни человека для Российского государства не являются ценностями, но напротив, признаны формами существования человека, разрушающими вышеперечисленные «конституционно значимые нравственные ценности».

Третье. Семья, материнство, отцовство и детство признаны и зафиксированы юридически как «предопределенные нравственные ценности», имеющие особую значимость для российской государственности.

Значительное внимание КС РФ уделил вопросам прав и интересов детей в России, а также запрету пропаганды безнравственности в их среде. Такое внимание вызвано очевидной необходимостью, так как основная направленность жалобы обиженных пропагандистов порока состояла в том, что им некомфортно заниматься в России «агрессивным навязыванием конкретных моделей сексуального поведения» среди несовершеннолетних, а также нелегко трудиться на ниве «формирования искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе нравственным ценностям в их конституционно-правовом выражении».

То ли дело Запад, там «есть разгуляться где на воле». Мужчина обозначает себя женским именем, наряжается в стиле «дама без собачки», а затем вперед, и с песней на «видение Европы» и далее прямо в ООН распивать стакан воды на двоих.

Объем юридических понятий, использованных КС РФ для рассмотрения вопросов защиты детей «от неблагоприятного воздействия на их нравственность и психику», защиту от «сексуального совращения» очень значителен и позволяет, в рамках статьи, отобразить только малую их часть.

Вопросам защиты детей посвящены пункты 3.1.–3.5. и пункт 4 Постановления КС РФ. Приведу некоторые выдержки из них:

– «конституционным признанием ценностей семьи, материнства, отцовства, детства определяются, в частности, характер и содержание правового регулирования в сфере государственной защиты прав несовершеннолетних…»;

– «органы государственной власти РФ обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию»;

– «в сфере защиты законных интересов и прав ребенка федеральному законодателю позволено использовать все доступные средства, в том числе, административно-правовой запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних»;

– «цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, – оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции РФ»;

– «навязывание несовершеннолетним социальных установок, отличающихся от общепринятых в российском обществе, в том числе не разделяемых, а в ряде случаев, воспринимаемых как неприемлемые родителями, может провоцировать социальное отчуждение ребенка и препятствовать его благополучному развитию в семейной среде»;

– «конституционное равноправие, предполагающее и равенство прав независимо от сексуальной ориентации, еще не предполагает наличия фактически равнозначной оценки в общественном мнении лиц с различной сексуальной ориентацией»;

– «возрастной критерий придает ограничению точечный, по существу, характер, что снимает проблему его соразмерности»;

– «часть 1 статьи 6.21. КоАП РФ исходит из недопустимости пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений любыми лицами – вне зависимости от их сексуальной ориентации»;

– «в данной норме сформулирован квалифицированный состав, учитывающий вероятность наступления длительных негативных последствий в судьбе несовершеннолетних»;

– «недопустимость популяризации среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений».

При упоминании о недопустимости разврата в детской среде особое внимание хотелось бы обратить на две важные позиции КС РФ.

В абзаце 3 пункта 3.2. сказано: «Тот факт, что такой запрет не распространяется на случаи, связанные с пропагандой аморального поведения в рамках традиционных сексуальных отношений, которые также могут требовать государственного, в том числе административно-деликтного (лат. delictum. – проступок, правонарушение. Прим.ред.) реагирования…».

Пропаганда и навязывание детям «ценностей» половой распущенности наказуемы наравне с пропагандой неестественных интимных отношений

Данная формулировка является ясным сигналом не только органам правосудия, правоохранительным органам, но и (что является самым важным) гражданам России к тому, что пропаганда и навязывание детской аудитории «ценностей» половой распущенности должны быть административно наказуемы наравне с пропагандой неестественных интимных отношений людей. Грех блуда должен по праву занимать равноценное место рядом с грехом мужеложства и реакция государства на демонстрацию проявлений этих человеческих пороков перед детьми должна быть равнозначной.

Половой и неполовой разврат обязаны существовать исключительно в рамках индивидуальных автономий отдельных личностей без права выхода «в свет» общественных отношений. Об этом и речь в пункте 3.2. Постановления КС РФ.

Второй наиболее значимый момент находится в тексте абзаца 5 пункта 3.2. Постановления КС РФ. В этом месте Конституционный Суд РФ устанавливает юридическую формулу или определение понятия «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений».

Итак, «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений – деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних… и направленная на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности».

Кто сможет оспорить позицию о том, что если умышленное деяние взрослого человека имеет цель причинить вред ребенку и, более того, оно осуществляется бесконтрольно, то это деяние должно пресекаться и наказываться государством?

Классика юридической логики. Деяние, влекущее вред, должно пресекаться и наказываться.

Для того, чтобы добиться поставленной цели, пропагандисту необходимо всего лишь исключить из цепочки своих действий один из квалифицирующих признаков пропаганды, например, «бесконтрольность». Иными словами, мужеложник, вышедший из личной индивидуальной автономии с целью преподать отдельному ребенку или группе детей свои противоестественные навыки, имеет полное конституционное право, трижды постучав в дверь и трижды подумав о последствиях, обратиться к главе семьи с ходатайством попропагандировать у него дома, его детям, под его отеческим контролем «ну, вы сами понимаете что». Метод вполне реальный. Думаю, и последствия будут не менее реалистичны. В любом случае, пропагандист сможет на практике, а не в теории получить весомые родительские доказательства вредоносности своих деяний.

Завершая этот краткий обзор важнейшего правового документа, теперь уже полноценно действующего на всей территории Российской Федерации, следует отметить главные значения Постановления КС РФ.

Во-первых, это юридически обязывающий документ, терминами и положениями которого обязаны пользоваться все законопослушные граждане России, а также юридические лица и, конечно, все органы власти и управления любых уровней значимости. Уважать этот документ обязано и мировое сообщество. С радостью или грустью, но уважать.

Во-вторых, этот документ полностью и конкретно противопоставляет законодательную и правовую политику Российской Федерации в области семейных отношений законодательным тенденциям многих западных государств и наднациональных межгосударственных структур по превращению институтов семьи, брака, межличностных отношений людей в некие узаконенные противоестественные сборища. Все существовавшие до сегодняшнего дня и известные людям цивилизации никогда не использовали в своих правовых системах легитимацию однополых союзов. Это путь самоуничтожения любого государства и общества.

Постановление КС РФ ясно указывает на вековые приоритеты в вопросах семьи и брака, на которые обязана ориентироваться Россия в законодательной сфере.

В-третьих, в Постановлении (пункт 1.3.) Конституционный Суд мягко и односложно предложил ЕСПЧ не отягощать себя в будущем «проверками внутригосударственного законодательства России на предмет его соответствия Конвенции о правах человека» и порекомендовал европейским коллегам следить за своей компетенцией, а не «осуществлять нормоконтроль российского законодательства».

Иными словами, ЕСПЧ было бы полезно занять место инстанционного Суда, каковым он и задумывался. «Юридическая Истина в последней инстанции» в каждом отдельном государстве – это Конституционный Суд, и Россия не исключение. Потому и ЕСПЧ не подобает впадать в состояние «евроисключительности».

В-четвертых, Конституционный Суд, впервые с момента принятия Конституции РФ, уделил в Постановлении значительное внимание конституционно-правовому термину «нравственность». Ранее эта конституционная норма как юридическое понятие не детализировалась нигде, но только упоминалась в некоторых законах РФ, что крайне негативно отражалось в правоприменительной практике. Теперь не только философски, но и юридически обоснованно можно процессуально применять, например, понятие «брак» (союз мужчины и женщины) как нравственно-правовую категорию, ссылаясь на Постановление КС РФ. Напротив, понятие «однополый союз» (союз мужчины и мужчины) не охватывается понятием «нравственность», но юридически признается правовой категорией, разрушительно действующей в отношении понятия «брак» и, в связи с этим фактом, противостоящим интересам Российской Федерации, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-пятых, КС РФ ясно указал на недопустимость и наказуемость навязывания детям информации, связанной с пропагандой любых форм аморально-развратного образа жизни, как противоестественного, так и естественного. Если сами родители детей в семье не пропагандируют последним свои интимные отношения и считают такие деяния безнравственными и недопустимыми, то почему третьим лицам извне должно принадлежать право пропаганды порока чужим детям?

Можно было бы продолжить перечисление правовых, международных и общественно-политических достоинств Постановления КС РФ № 24-П от 23.09.2014 г., но формат статьи исчерпан.

Фундаментальное достоинство Постановления – указание на то, что правовая система России в вопросах семьи, брака и детства будет базироваться на христианских ценностях

В заключение хотелось бы отметить, что главное фундаментальное достоинство рассмотренного правового документа – это указание на то, что правовая система России в вопросах семьи, брака, материнства, отцовства и детства будет базироваться на христианских ценностях.

Высшая юридическая сила Постановления Конституционного Суда Российской Федерации гарантирует, что предопределенные ценности наших предков, которые в правовой системе России поставлены во главу угла построения и жизнедеятельности российского общества, теперь не могут быть с правовых позиций уничижены в пользу современных неоязыческих «европейских ценностей», демонстративно и последовательно уничтожающих в человеке образ Божий.