Как заключить договор на коммунальные услуги по 44 фз

Попадает ли под действие 44-ФЗ договор возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов?

Добрый день, Александр!

К Вам обращается контрактный управляющий Смоленского государственного института искусств по применению 44-ФЗ.

Нам на правах безвозмездного пользования предоставлена часть общежития (т.е. жилое помещение) Смоленской академии профессионального образования.

Также мы заключаем с ними договор на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов. Попадает ли этот договор под действие 44-ФЗ?

С нашей точки зрения, не попадает, т.к. мы не закупаем у Академии никаких услуг, а возмещаем их расходы.

Годовая сумма платежей — около 1 млн. руб.

Наталья Николаевна Васильева

Ответы юристов (2)

Добрый день, Наталья! Да, данный договор (контракт) попадает под сферу действия Закона №44-ФЗ о контрактной системе! С точки зрения указанного закона заключение такого контракта является закупкой.

При этом пункт 23 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ предусматривает возможность Заказчика заключить контракт с единственным поставщиком (независимо от цены контракта) на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

И пусть Вас не пугает отсутствие в данном пункте слов «возмещение расходов». Фактически, по контракту на возмещение расходов по содержанию и эксплуатации помещений вы являетесь получателем указанных услуг, хоть и косвенно — через 3-е лицо, и у Вас также возникает обязанность по их оплате, тоже через 3-е лицо. Кроме того, Вы оплачиваете эти услуги за счет бюджетных средств. Поэтому такие правоотношения попадают под сферу регулирования Закона №44-ФЗ.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ, но меня «пугает», что общежитие является ЖИЛЫМ помещением, а в указанном п. 23 речь идёт о помещениях НЕЖИЛЫХ

04 Марта 2017, 18:12

Прошу прощения, невнимательно прочла Ваш вопрос, не увидела пояснение про жилое помещение. В любом случае, возникшие правоотношения являются закупкой, как с точки зрения Закона №44-ФЗ, так и с точки зрения Закона №223-ФЗ. Поскольку, действительно, пункт 23 части 1 статьи 93 Вами может быть применен только в отношении нежилых помещений, в рамках Закона №44-ФЗ Вы можете воспользоваться возможностью заключать контракты по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93, то есть заключать контракты на сумму, не превышающую 100 и 400 тысяч рублей за счет бюджетных средств. В рамках Закона №223-ФЗ и Вашего Положения о закупке ТРУ Вы можете воспользоваться аналогичным основанием для заключения договора с единственным поставщиком на сумму не более чем пятьсот тысяч рублей, включая НДС, по одной сделке (подпункт 23 пункта 5.6.1 Положения) — за счет собственных средств. Таким образом, Вы сможете избежать проведения конкурентных процедур. Еще раз прошу прощения за не совсем корректный первоначальный ответ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Необходимо оплатить коммунальные услуги за муниципальные квартиры. Какой выбрать пункт ст. 93 44-ФЗ?

Добрый день. Необходимо оплатить коммунальные услуги за муниципальные квартиры. Какой пункт ст. 93 44-ФЗ можно использовать? Заранее благодарю.

Ответы юристов (1)

В соответствии с Федеральныйм законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ44, закупку коммунальных услуг необходимо проводить в соответствии с:

ст.93 п. 8 оказание услуг по ВОДОСНАБЖЕНИЮ, ВОДООТВЕДЕНИЮ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЮ, ГАЗОСНАБЖЕНИЮ (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

Для размещения закупки необходимо:
— внесение закупки в план-график за 10 дней до заключения контракта;
— Размещение извещения о закупке не позднее чем за пять дней до даты размещения контракта;
— вносим контракт в реестр контрактов на Официальном сайте России в течении трех рабочих дней с даты заключения контракта.

ст.93 п. 29 заключение договора ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ или договора купли-продажи электрической энергии с ГАРАНТИРУЮЩИМ поставщиком электрической
энергии;

Для размещения закупки необходимо:
— внесение закупки в план-график за 10 дней до заключения контракта;
— проверка выбранного поставщика в реестре гарантирующих поставщиков;
— если он там есть, то заключаем контракт;
— вносим контракт в реестр контрактов на Официальном сайте России в течении трех рабочих дней с даты заключения контракта.

Всего Вам доброго!
Если есть дополнительные вопросы — обращайтесь.
С Уважением!
юрисконсульт Татьяна Курдюкова.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

По какому пункту 44-ФЗ заключать договор на коммунальные и эксплуатационные услуги?

Подскажите пожалуйста, договор на водоснабжение, электроснабжение, водоотведение при условии, что эти услуги в одном договоре(коммунальные и эксплуатационные услуги) правильно заключить по ч.23 п.1 ст.93 44-ФЗ или ч.8 п.1 ст.93?

Бывает, что с управляющей компанией отдельно договор на водоснабжение и водоотведение, тогда по какой части п.1 ст. 93 44-ФЗ нужно заключать договор.

И еще о возмещении электроэнергии (т.е. с компанией, которая передала нам помещение на хоз. ведение) ч.23 п.1 ст.93 44-ФЗ?

25 Октября 2016, 10:07 Анна, г. Москва

Ответы юристов (1)

Здравствуйте, Анна. П. 23 ч. 1 ст. 93 вы можете воспользоваться только в том случае, если эти услуги оказываются в здании, которое передано вам в безвозмездное пользование или оперативное управление (а не хозяйственное ведение). При этом эти услуги оказываются еще и другим лицам в этом здании.

По п. 8 и п. 1 ч. 1 вы не можете оплачивать эксплуатационные расходы.

Водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение вы можете заключить как по п. 1, так и по п. 8 ч. 1.

Для энергоснабжения есть п. 29 ч. 1.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор на коммунальные услуги с монополистами

Вопрос-ответ по теме

Годовой объем закупок по 44 ФЗ не превышает 2000000 рублей. Можно ли заключить договора на коммунальные услуги с монополистами по п. 4 ч.1 ст. 93 44 ФЗ , или нам обязательно это делать по п. 1 ч.1 ст. 93 44 ФЗ?

Оснований , препятствующих заключению договора на оказание коммунальных услуг у единственного поставщика в порядке п. 4 ч.1 ст. 93 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ , при соответствии условиям данного пункта не выявлено.

Следует отметить , что допускается заключение контракта с единственным поставщиком и на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на оказание следующих видов коммунальных и коммуникационных услуг:

газоснабжения ( кроме услуг по реализации сжиженного газа);

подключения ( присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам ( тарифам);

хранения и ввоза ( вывоза) наркотических средств и психотропных веществ.

Об этом сказано в пункте 8 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Обратите внимание , что на основании данного пункта контракт можно заключить также с управляющей компанией , которая выбрана на основании решения собственников или открытого конкурса ( п. 37 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

Как проводить закупки у единственного поставщика

« При проведении закупки заказчик может определить поставщика ( подрядчика , исполнителя) одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком.

Если заказчик принял решение провести закупку у единственного поставщика , то фактически он должен заключить контракт с конкретной организацией или гражданином , которые реализуют необходимые ему товары ( работы , услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно , такой способ заключения контракта является наиболее простым и удобным для заказчика , а также не требует значительных затрат времени. Сравнительная характеристика всех способов закупки приведена в таблице.

Обратите внимание , что при проведении закупки у единственного поставщика ( подрядчика , исполнителя) в установленных законом случаях заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика , цену и иные существенные условия контракта.

Такие выводы следуют из части 1 статьи 24 и частей 1, 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком ( подрядчиком , исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности.

Законом о контрактной системе предусмотрено 36 случаев , когда заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком ( подрядчиком , исполнителем). Условно их можно разделить на несколько групп:

  • естественные монополии и центральный депозитарий;
  • военная сфера;
  • малые закупки;
  • коммунальные услуги;
  • медицина и ликвидация ЧС;
  • обеспечение украинских беженцев;
  • наука , культура , образование , спорт;
  • закупки с участием организаций уголовно-исполнительной системы;
  • командировки и участие в мероприятиях;
  • капитальное строительство и содержание имущества;
  • государственное управление;
  • приобретение и аренда имущества;
  • признание конкурентных процедур несостоявшимися;
  • банковская гарантия.

Полный перечень случаев приведен в части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Далее подробнее рассмотрим все случаи закупок в рамках условно выделенных групп.

Естественные монополии и центральный депозитарий

Закупка услуг , которые оказывает центральный депозитарий , а также товаров ( работ , услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий ( п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

При этом центральный депозитарий может оказывать учреждениям следующие услуги:

  • хранение сертификатов ценных бумаг , учет и переход прав на ценные бумаги;
  • открытие счетов депо для владельцев ценных бумаг ( Российской Федерации , субъектам РФ и муниципальным образованиям в лице соответствующих уполномоченных органов или учреждений).

Полный перечень услуг приведен в главе 4 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ.

В свою очередь к деятельности субъектов естественных монополий относятся:

  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах , портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем , систем коммунальной инфраструктуры.

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в пункте 1 статьи 4 Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Обратите внимание , что предметом контракта в этом случае может быть только та деятельность поставщика ( подрядчика , исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Это важно , поскольку субъекты естественных монополий могут осуществлять и другие виды предпринимательской деятельности , на которые действие данного пункта не распространяется. Например , ФГУП « Почта России» является монополистом в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. Наряду с этой деятельностью занимается реализацией почтовых марок , по которой не является монополистом. Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ неправомерно. Такой вывод подтверждают разъяснения ФАС России , которые приведены в письме от 12 июля 2013 г. № ЦА/27149/13. Данные разъяснения относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Несмотря на это , их можно использовать и сейчас: нормы законов № 44-ФЗ и № 94-ФЗ в части заключения контрактов с единственным поставщиком-монополистом аналогичны.

Для определения статуса потенциального поставщика заказчик может воспользоваться данными реестра субъектов естественных монополий , который ведет ФСТ России. В этот реестр включаются сведения об организациях-монополистах , в отношении которых проводится государственное регулирование и контроль ( п. 2 Административного регламента , утвержденного приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. № 417-э). Реестр разделен на сферы деятельности организаций и опубликован на официальном сайте http://www.fstrf.ru. Например , по данным реестра , в г. Москве к субъектам естественных монополий относятся следующие организации:

  • ГУП « Московский метрополитен», РАО энергетики и электрификации « ЕЭС России», ЗАО « Энергосбыт», ЗАО « Электросеть», Московское государственное унитарное предприятие « Мосводоканал», ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов ( ГУП ЭВАЖД) — в топливно-энергетическом комплексе;
  • ФГУП « Почта России» — по услугам общедоступной почтовой связи;
  • ОАО « Московская городская телефонная сеть», ОАО междугородной и международной электрической связи « Ростелеком» — по услугам общедоступной электросвязи;
  • ОАО « Российские железные дороги», ОАО « Центральная пригородная пассажирская компания» — по услугам железнодорожных перевозок.

Следует отметить , что наличие информации о поставщике в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием для подтверждения его статуса. Объясняется это тем , что основной признак — ведение деятельности в условиях естественной монополии , а не наличие данных об организации в реестре. Кроме того , подача сведений в реестр не поименована в перечне обязанностей субъектов естественных монополий. Об этом сказано в абзаце 3 статьи 3 , статье 8Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Такой вывод подтверждает и судебная практика ( см., например , постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А55−15711/2010, Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. № А67−6886/2009).

В случае закупки у субъектов естественных монополий и центрального депозитария разместитеизвещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Пример действий заказчика при закупке у субъекта естественных монополий

Военная сфера и безопасность

1. Заключение контрактов , предметом которых являются работы по мобилизационной подготовке ( п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

К таким работам относятся:

  • создание , развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов;
  • подготовка техники , которая предназначена для поставки в Вооруженные силы РФ , другие войска , воинские формирования , органы и специальные формирования или для использования в их интересах;
  • создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику , важнейшую гражданскую продукцию , объекты повышенного риска , системы жизнеобеспечения населения и объекты национального достояния;
  • подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами , его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами.

Полный перечень работ по мобилизационной подготовке и мобилизации указан в пункте 3 статьи 2 Закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ.

При этом заказчиками могут быть имеющие мобилизационные задания ( заказы) или задачи по мобилизационной работе:

  • федеральные органы государственной власти;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • государственные ( муниципальные) учреждения.

Об этом сказано в статье 12 Закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ.

При закупке работ по мобилизационной подготовке составьте отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика , цене и других существенных условиях контракта , а также разместите извещение на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru.

2. Закупка отечественного вооружения и военной техники , которые не имеют российских аналогов и создаются единственным производителем ( п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Перед заключением контракта по этому основанию проверьте наличие данных о поставщике в реестре единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Для получения информации обратитесь с запросом в Рособоронзаказ. Служба предоставляет информацию из реестра в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Об этом сказано в пунктах 3 и 23 Положения , утвержденного постановлением Правительства Р. Ф. от 19 сентября 2013 г. № 826. Более подробную информацию об этом можно найти на официальном сайте рособоронзаказ.рф.

Цену контракта с единственным поставщиком определите в соответствии с Правилами, утвержденнымипостановлением Правительства Р. Ф. от 25 января 2008 г. № 29.

При закупке вооружения и военной техники разместите извещение на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru.

3. Закупка товаров ( работ , услуг) для обеспечения органов внешней разведки России средствами разведывательной деятельности ( п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Проводить закупки по данному пункту можно только по перечням , которые утверждают руководители соответствующих органов внешней разведки. В открытом доступе утвержденных перечней нет.

4. Закупка товаров ( работ , услуг) для обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведки и борьбы с терроризмом ( п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Такие закупки можно проводить только по перечню , который утверждает руководитель органа ФСБ России. В открытом доступе утвержденных перечней нет.

1. Закупка товара ( работы , услуги) на сумму до 100 000 руб. Они являются наиболее распространенными и актуальными среди заказчиков.

Лимит закупок до 100 000 руб. ограничен. Все закупки заказчика по этому основанию не должны превышать 2 млн руб. или 5 процентов совокупного годового объема и составлять не более чем 50 млн руб. в год. При этом учреждение вправе самостоятельно выбрать наиболее выгодный вариант расчета своего лимита — ограничиться 2 млн руб. или рассчитать 5 процентов совокупного годового объема. Обратите внимание, что в соответствии с последними разъяснениями Минэкономразвития России контракты с единственным поставщиком , заключенные в 2013 году на 2014 год , в лимите закупок до 100 000 руб. учитывать не нужно. Об этом сказано в пункте 86 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.

При расчете совокупного годового объема необходимо учитывать все средства на закупки , выделенные на год ( в т. ч. и средства на оплату контрактов , которые были заключены до 1 января 2014 года , но подлежат исполнению в текущем году). Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Важная деталь: правило о включении в совокупный объем закупок средств по контрактам , заключенным до 1 января 2014 года , вступило в силу только с 4 июня 2014 года. Поэтому , если ранее вы их не учитывали , нужно сделать перерасчет и внести изменения в план-график. Кстати , средства , предусмотренные по статьям ( подстатьям) КОСГУ , которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся ( в частности , 211, 212, 213, 262), при расчете совокупного объема закупок не учитывайте.

Учтите , если ранее лимит был рассчитан исходя из 5 процентов совокупного годового объема , а в настоящее время принято решение об общей сумме таких закупок в размере 2 млн руб., то также надо внести изменения в план-график.

Пример перерасчета совокупного годового объема закупок

Пример выбора расчета лимита малых закупок

В частности , по данному основанию учреждение может выдавать своим сотрудникам наличные денежные средства под отчет для оплаты:

  • материальных запасов и основных средств ( хозяйственных или канцелярских товаров , запасных частей , ГСМ);
  • работ или услуг ( ремонт оргтехники , транспортных средств) и т. д.

Обратите внимание , что вышеуказанные ограничения не распространяются на закупки для муниципальных нужд сельских поселений. То есть учреждения-заказчики , расположенные на территориях сельских поселений , вправе проводить закупки по данному пункту только до 100 000 руб. При этом общая сумма таких контрактов за год для них не ограничена.

Также особый порядок расчета годового лимита малых закупок до 100 000 руб. может быть установлен для госорганов , которые проводят закупки для нужд Президента Р. Ф. и Правительства Р. Ф. В этом случае расчет ограничения малых закупок производится отдельно по каждому госоргану.

Такие правила установлены пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ситуация: нужно ли включать в 5-процентный лимит малых закупок в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ закупки у единственного поставщика ( подрядчика , исполнителя), произведенные по другим основаниям

2. Закупка товара ( работы , услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить:

  • образовательные учреждения , которые в качестве основного вида деятельности реализуют образовательную деятельность на основании лицензии ( п. 18 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • учреждения культуры и иные учреждения , а именно: зоопарк , планетарий , парк культуры и отдыха , заповедник , ботанический сад , национальный , природный или ландшафтный парк , театр , концертное или телерадиовещательное учреждение , цирк , музей , дом или дворец культуры , клуб , библиотека , архив.

О заключении контрактов, предусматривающих возмещение затрат собственнику нежилых помещений

В письме от 28.07.2014г №Д28и-1897 Министерством экономического развития России рассмотрен вопрос о возможности заключения контрактов на основании п.23 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, предусматривающих возмещение затрат собственнику нежилого помещения, например, за пользование электроэнергией, водоснабжением и водоотведением, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление? При этом, следует отметить, у заказчика отсутствует возможность заключить указанные контракты по пп.8 и 29 ч.1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ (например, по причине отсутствия индивидуальных приборов учета).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляется заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, а также услуг центрального депозитария.

Согласно ст. 4 Федерального закона №147-ФЗ регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в т.ч. в сферах услуг по передаче электрической энергии, услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

При этом согласно ст.3 Федерального закона №147-ФЗ субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В ситуации, когда заказчик безвозмездно пользуется нежилыми помещениями (без договора аренды) и не имеет возможности заключить контракт на оплату коммунальных услуг в соответствии с пп.8 и 29 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, такой заказчик вправе возмещать затраты балансодержателю на закупку товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) субъектами естественных монополий, на основании п.1 ч.1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ, в т.ч. услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, энергоснабжению по существующим тарифам.

Источник: Комитет по контролю в сфере закупок Тюменской области