Избирательные права получали женщины

Избирательные права получали женщины

Сегодня люди летают в космос, опускаются на дно Мариинской впадины и ежегодно покупают новую модель iPhоne – но от гендерных стереотипов даже такое развитое и продвинутое общество ушло недалеко. Да, по статистике 60% женщин не имеют ни желания участвовать в политической жизни как страны, так и своего города. Но порядка 40% считают, что готовы к политике, и с каждым годом эта цифра растет.

Каких-то 150 лет назад патриархальное устройство мира, сложившееся тысячелетия тому назад, наделяло мужчин и женщин различными наборами прав и обязанностей – мужчина добывал, женщина берегла очаг. Мир развивался, женщина получали всё больше обязанностей, и уже к концу девятнадцатого века стала работать наравне с мужчиной, а порой и того больше. Но на эту сторону политики, как правило, закрывали глаза.

На фоне тотальной несправедливости, мало оплачиваемого женского труда, пренебрежительного отношения и невозможности какого-либо участия в политической жизни начала зарождаться борьба за женское избирательное право – сначала во Франции, а затем и во всем прогрессивном мире. Участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав назывались суфражистками, от французского слова suffrage ― «избирательное право».

Суфражистки активно применяли ненасильственные методы гражданского неповиновения: приковывали себя к воротам, садились на рельсы, устраивали демонстрации и стояли на улицах с плакатами. Главное требование было одно – введение всеобщего равного избирательного права. Но женское движение было не однородным. Одна часть женщин-суфражисток по-прежнему придерживалась взглядов о естественной роли женщины, необходимость же права голоса объяснялась тем, что хранительница домашнего очага должна влиять на законы непосредственно касающиеся её дома. Более радикальных взглядов придерживались последователи Эммелин Панкхёрст, создательницы Общественно-политического союза женщин, отрицавшие «природное предназначение» и требовавшие полного уравнения с мужчинами.

Панкхёрст ― легендарная фигура в этой борьбе. Именно с её убеждённых слов мирное и безрезультатное ожидание переросло в громкую провокационную войну, или Милитанский период. Суфражистки учиняли погромы, выкрикивали лозунги, поджигали дома политиков. Тогда общественное мнение перестало им сочувствовать: суды выносили приговоры по максимальной строгости, полиция силой разгоняла митинги. Сама лидер движения скрывалась от представителей власти. После Первой мировой войны, во время которой женский союз отказался от акций и всеми силами помогал стране, парламент принял закон, открывавший доступ к выборам женщинам старше 30 лет, являющимся главой семейства или состоящим в браке с таковым, либо окончившим университет. Спустя десятилетие был принят Закон о народном представительстве, и женщины Великобритании были полностью уравнены в избирательных правах с мужчинами. Миссис Панкхёрст не дожила до этого дня.

В то же время в Америке роль лидера взяла на себя Люси Стоун, организовавшая Национальное собрание по правам женщин. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов», ― так звучал лозунг американских суфражисток.

В Испании женское избирательное право было введено в 1931 году с поддержкой мужчин-парламентариев, но при оппозиции двух женщин, утверждавших, что испанки слишком наивны и невежественны, чтобы голосовать ответственно, а это может поставить под угрозу существование Второй республики.

В Германии роль право голоса женщин долго считалось не очевидным, и даже после уравнения в избирательных правах оставалось два вида бюллетеней для разных полов.

«В наши дни мир снова подошёл к той границе, за которой возможно самоуничтожение. Это мужской тип поведения, мужской стиль, мужские правила привели его туда. Ситуация срочно требует «разбавить» этот стиль женскими качествами – умением договариваться и способностью творить жизнь, а не смерть.

Трудно представить двух женщин-президентов сильных держав, которые пошлют ракеты друг на друга, начнут войну и убьют и себя и всех вокруг. Отодвинуть мир от опасной черты – вот главная задача международной политики, и справятся с ней женщины. «

Ксения Соколова, кандидат в Госдуму от ЦАО

Россия была одной первых стран, которая ввела женское избирательное право. Сначала на автономии Великого княжества Финляндского, а спустя десять лет и на остальной территории. Хотя в России такой термин, как «суфражистки» не употреблялся, существовало российское феминистское общество, не менее активное, чем его прототипы в США и Западной Европе.

19 марта 1917 года в Петрограде сорокотысячная женская демонстрация под лозунгами «Свободная женщина в свободной России!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!», «Место женщины в Учредительном собрании!» вынудила Временное правительство принять постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», согласно которому избирательными правами наделялись все граждане, достигшие 20 лет, без различия национальности, вероисповедания и пола. А уже в апреле 1917 года в Вологодскую городскую думу были избраны две женщины.

К сожалению, по сей день остались страны, в которых ограничено женское избирательное право. В основном это мусульманские страны, и активистки (и активисты) в этих странах борются не только за право голоса, но и с проблемой весьма специфичного восприятия женщины и женской роли в обществе. Но история должна взять свое – ведь мы видим, как стремительно переменился тысячелетний уклад всего за сто лет.

Избирательные права получали женщины

Как мы получили избирательные права

Приближается одна из значительных дат Российской истории. Сколь значительная, столь неизвестная — 19 марта (1 апреля) исполняется 80 лет получения женщинами России избирательных прав.

Поколения советских людей, выросших на идеологическом мифе о получении гражданами России всех гражданских прав и свобод в результате Октябрьской социалистической революции, в большинстве своем не подозревают, каким долгим и самостоятельным был путь женщин в политическую сферу. И что заслуга легитимации гражданских прав женщин России принадлежит самим женщинам России.

Еще в 60-х гг. XIX в. в Петербурге на гребне общественного подъема появились различные общественные инициативы, исходящие от женщин, в том числе, создавались организации для поддержки женщин разных социальных групп. Усилиями многочисленных женских организаций — Обществ вспоможения и доставления в Петербурге была создана инфраструктура жизни интеллигентной работающей женщины.

К 1917 г. подобных организаций, ориентированных на поддержку женщин в различных сферах деятельности, в городе насчитывалось не менее четырех десятков. Среди них были крупные организации, имеющие свою историю, традиционные формы работы, стационарные помещения: Русское Женское Взаимно благотворительное Общество (Спасская, 18), Петербургский женский клуб (Фонтанка, 83), Российская Лига Равноправия Женщин — после Февраля 1917 г. — Всероссийская (Кабинетская, 18). Некоторые из них, как Лига Равноправия, ставили перед собой политические цели.

Реакция активисток Лиги на декларации Временного Правительства, в которых они не нашли упоминания о распространении политических прав на женщин, получили отражение в резолюции 4 (17) марта 1917 г.: «В торжественные дни великого народного освобождения, горячо переживая общую радость, Российская Лига Равноправия Женщин, к глубокому своему изумлению не нашла в программе деятельности Временного Правительства упоминания об устранении несправедливостей старого строя, угнетавших целую половину населения России — русских женщин. Опасаясь, что всякие недомолвки могут повести к нежелательным толкованиям, Российская Лига Равноправия Женщин требует:

1). Чтобы к словам: предложена немедленная подготовка Учредительного Собрания на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования (пункт 4 программы) было добавлено: и без различия пола, а к словам: отмена всех ограничений — сословных, вероисповедных и национальных (пункт 3) — и всех ограничений касательно женщин, ибо без этого не может быть полного обновления России».

Опыт Западной Европы, в которой получение политических прав мужчинами автоматически не распространилось на женщин, вялая реакция российского правительства привели российских » равноправок» к убеждению, что «именно теперь, при создавшемся положении, Лига должна добиваться прав для русской женщины с еще большим напряжением энергии». Для этого у них были все основания — председатель Совета Министров кн. Г.Е. Львов на переговорах с депутацией Лиги не дал согласия на изменения в правительственной программе, упирая на то, что она обнародована и потому изменениям не подлежит, и только после долгих и трудных переговоров согласился поставить ее на обсуждение Временного Правительства; другая ветвь российской власти — Совет Рабочих Депутатов и вовсе негативно отнесся к поставленной проблеме.

По свидетельству участницы событий О. Закуты, ударную группу составили около 90 женских групп, кружков и организаций, которые объединились вокруг Лиги — «. толпы женщин осаждали помещение Лиги от утра до поздней ночи. Беспрерывно происходили заседания разных групп женщин. Из провинции стали поступать телеграммы с выражением солидарности. В провинции отправлялся соответствующий материал с указанием плана деятельности, имеющаяся литература и т.д.»

Тиражом в 35 тыс. экз. было издано воззвание к женщинам Петрограда с призывом объединяться «во имя борьбы за политическое освобождение женщины». Воззвание расклеили по городу, разослали в высшие и средние женские учебные заведения, в провинциальные женские организации, раздавали на улицах. Во всех районах города, пригородах организовывались митинги — «успех митингов был очень велик, в некоторых местах приходилось в один и тот же вечер 3 раза освобождать зал от публики, чтобы дать возможность ожидающим на улице послушать ораторов». Кроме собственных митингов, представительницы Лиги выступали в районных обывательских собраниях.

ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ: В марте, 80 лет назад.

Кульминацией кампании стала женская манифестация — торжественное шествие в Государственную Думу (к Таврическому Дворцу) за ответом на резолюцию 4 марта.

Извещение о готовящейся женской акции было вручено всем министрам Временного Правительства, председателю Государственной Думы, послано в Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов.

Для описания манифестации 19 марта, собравшей, по оценкам прессы, порядка 40000 женщин, лучше дать слово ее участнице: «Впереди (манифестации) — женщины амазонки на лошадях для поддержания порядка и большое знамя «Российская Лига Равноправия Женщин » и 2 оркестра музыки. По средине шествия окруженный слушательницами Бестужевских курсов двигался автомобиль, в котором была одна из крупнейших борцов за свободу России — Вера Николаевна Фигнер в сопровождении председательницы Совета Российской Лиги Равноправия Женщин Поликсены Несторовны Шишкиной-Явейн. По пути шествия от Городской Думы к Государственной Думе огромные толпы народа приветствовали манифестанток и В.Н. Фигнер, забрасывая ее цветами и выражая сочувствие женскому движению возгласами да здравствует равноправие женщин. Наблюдение за порядком шествия, охрану спокойствия в городе в это время взяли на себя некоторые женские организации, создав отряды милиционерок. Среди большого количества плакатов выделялись следующие: «Место женщин в Учредительном собрании», «Избирательные права женщин «, «Без участия женщин избирательное право не всеобщее», «Женщины объединяйтесь», «Работницы требуют избирательных прав», «Свободная женщина в свободной России » и много, мн. друг.»

От имени манифестанток в здание Государственной Думы вошли Фигнер и Шишкина-Явейн, которые обратились к председателю Совета Рабочих и Солдатских депутатов Н.С. Чхеидзе и тов. председателя М.И. Скобелеву с вопросом, как они относятся к избирательным правам женщин, объяснив, что этим вопросом интересуются те несколько тысяч женщин, которые ждут на улице. Чхеидзе и Скобелев ответили, что они должны посоветоваться.

Манифестантки ждали. Через довольно продолжительное время к ним вышел М.И. Скобелев, поприветствовавший женщин и закончивший свою речь словами: Для осуществления ваших справедливых требований мы будем бороться вместе с вами.

Речь Скобелева не устроила присутствующих. Они потребовали выхода к ним и прямого ответа двух глав властных структур — Н.С. Чхеидзе, как председателя Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, и М.В. Родзянко, как председателя Государственной Думы. От Чхеидзе пришел ответ, что он выйти не может, так как потерял голос. Манифестантки, зная, что он незадолго перед этим выступал перед матросами, были настойчивы в своем требовании, заявив, по предложению Шишкиной-Явейн, что они не уйдут до тех пор пока не получат четкого ответа и что если он совсем без голоса, он может выразить жестами свое отношение к вопросу, который так остро интересует миллионы русских женщин.

Настойчивость женщин возымела воздействие — Чхеидзе вышел. Председательница Лиги

Шишкина-Явейн обратилась с речью, в которой в частности сказала: «Мы убеждены в своем неотъемлемом праве быть равными в новой свободной России, на создание которой мы отдали все, что могли. А между тем, в принципах, положенных в основу будущего правления, провозглашена отмена всех ограничений сословных, вероисповедных и национальных, но забыта отмена всех ограничений, касающихся женщин. Предложен созыв Учредительного Собрания на началах всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, но забыли упомянуть одинаковое право для мужчин и женщин. . И вот, помня заветы наших заграничных сестер, мы пришли сказать вам, что русская женщина требует к себе человеческих прав, ей неотъемлемо как человеку принадлежащих. Что Учредительное Собрание, на котором будет представлена только одна половина населения никоем образом не может считаться выразителем воли всего народа, а только половины его».

В ответной речи Чхеидзе заявил, что пролетариат не может допустить, чтобы женщины свободной России оставались бесправными рабами и будет бороться за женское равноправие. Речь его была встречена аплодисментами, сопровождавшимися выкриками: С кем еще надо бороться?

Затем появился Родзянко и все началось сначала. Горячая речь Шишкиной-Явейн, ответ Родзянко. Председательница Лиги совершенно однозначно сформулировала требование манифестанток: «Нам не надо благожелательных обещаний, довольно их! Нам нужен официальный и ясный ответ. Мы не уйдем отсюда, пока не получим ответа. «

М.В. Родзянко, уяснив ситуацию, выразил свое сочувственное отношение к проблеме и посоветовал женщинам обратиться к главе исполнительной власти — председателю Совета министров кн. Г.Е. Львову.

Очередная депутация женщин отправилась к председателю Совета министров и, наконец, получила ответ — Временное Правительство под словом всеобщее подразумевает распространение избирательных прав на женщин.

На следующий день газеты зафиксировали полученные явочным путем избирательные права женщин.

Общее собрание Лиги вынесло резолюцию: Считать отныне русскую женщину свободной гражданкой.

21 марта (4 апреля) 1917 г. делегация петербургских равноправок, в состав которой входили такие известные деятельницы русского феминизма как А.Н. Шабанова, П.Н. Шишкина-Явейн, М.И. Покровская, А.В. Тыркова, а также такие известные женщины — общественные деятельницы как А. М. Калмыкова, В.Н. Фигнер, А.С. Милюкова, гр. С.В. Панина в очередной раз встретилась с председателем Совета Министров кн. Г.Е. Львовым.

Делегация передала заявление, в котором утверждалось равное избирательное право женщин в том числе и на выборах в Учредительное Собрание.

Г.Е. Львов от имени правительства подтвердил этот вывод женской общественности.

В положении о выборах в Учредительное Собрание появился соответствующий пункт.

Так была поставлена последняя точка в оформлении равных политических прав женщин.

Уголок избирателя

Выборы и избирательное право в истории России

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты.

Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). Более мелкими единицами были «сотни» и «улицы». В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица – староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения.

На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.

Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI –XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.

Особое место среди органов государственной власти в XVI – XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости.

Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.

XIX – начало XX вв. в России – это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. понятие «выборное право» в основном относится к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы (городские думы, дворянские собрания) формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения.

Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.

По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы – городские Думы – получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав.

Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным. Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных.

В начале XX в. в государственном устройстве России произошли значительные перемены. Революционные события 1905 – 1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган – Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались политические свободы.

Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.д. Не могли в них участвовать должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции.

Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.

Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми.

Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской – 7 тысяч, в крестьянской – 30 тысяч, в рабочей – 90 тысяч.

«Положение о выборах в Государственную Думу» от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате процент избирателей снизился с 25 до 15 %.

Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.

27 мая 1917 г. были изданы «Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении». Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет.

2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей – право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.

Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.

Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время.

С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.

Избирательные права получали женщины

К ВОПРОСУ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВАХ ЖЕНЩИН

Более двухсот лет назад вслед за французской „ Декларацией прав человека” была провозглашена „ Декларацией прав женщин”, главное требование которой заключалось в предоставлении женщинам активного и пассивного избирательного права.

К концу XX столетия более 95 % всех стран в мире эти права женщинам предоставили. И лишь в отдельных странах сохранилась дискриминация женщин. Это относится к ряду государств Востока (например, Иордания, Кувейт, Объеди-ненные Арабские Эмираты), где женщины лишены избирательных прав. В прошлом веке отстранение женщин от участия в выборах было практически повсеместным. Добиться равного с мужчинами избиратель-ного права женщинам впервые удалось лишь на рубеже XIX и XX вв., причем пионерами в этом вопросе выступили отдельные штаты США, Новая Зеландия, Австралия. В Советской России женщины получили равное с мужчинами избирательное право сразу же после Октябрьской революции (в голосовании на выборах в советы женщины принимали участие и до революции, хотя тогда советы не признавались органами государственной власти). Среди зарубежных стран к 1917 году женщины пользовались активным избирательным правом лишь в Австралии, Дании, Исландии, Новой Зеландии, Норвегии. В других странах они получили право голоса позже:

в Великобритании — в 1918 г.,

в США — в 1920 г.,

в Бразилии — в 1934 г.,

во Франции — в 1944 г.,

в Италии и Японии — в 1945 г.,

в Швейцарии — в 1971 г.

В XX веке избирательные права женщин были расширены и развиты в нескольких основных международно-правовых доку-ментах:

Конвенции о политических правах женщин (1952),

Декларации о ликвидации дискри-минации в отношении женщин (1967),

Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1978),

Пекинской Платформе действий (1996).

Именно Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязала государства-участников обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право участвовать в формировании и осуществлении правитель-ственной политики, занимать государствен-ные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления (статья 7).

Проблема соотношения прав и реального участия женщин в государственном управлении и до сегодняшнего дня остается актуальной.

Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также нормами международ-ного права.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации „мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Вопросы обеспечения реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях нашли отражение в Указах Президента Российской Федерации: от 4 марта 1993 года №337 „О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин”; от 18 июня 1996 года №932 “О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года”; от 30 июня 1996 года №1005 “О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации”; постано-влениях Правительства Российской Федерации: от 8 января 1996 года №6 “О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации”; от 29 августа 1996 года№1032 “Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до

2000 года”; от 20 мая 1997 года №613 “Об одобрении и внесении на ратификацию Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями”.

Как показывает анализ, перестроечные процесс, затронувшие все стороны жизни нашего общества, не улучшили, а скорее ухудшили представительство женщин на разных уровнях.

Если вспомнить историю, то, начиная с 1990 года (когда была отменена квота, в соответствии с которой женщины должны были составлять 33 % делегатов на Съезд Совета Народных депутатов) произошло уменьшение количества женщин, участву-ющих в работе высших законодательных органов. После отмены квоты, мужчины-депутаты получили 95% депутатских мандатов на Съезде, а женщины— только 5%.

Во время следующих, относительно свободных многопартийных выборов в 1993 году женщины получили 13,5 % депутатских мандатов в Государственной Думе (т.о. 60 депутатов парламента были женщины) и 5 % женщин вошли в состав Совета Федерации. Выборы 1995 года вновь привели к уменьшению представительства женщин до 9,8 % (или 44-х депутатов-женщин в Государственной Думе).

Все эти данные позволяют сделать вывод, что сегодня женщины, которые по данным статистики составляют большинство населения, а именно 55 %, не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, опреде-ляющих как условия их собственной жизни, так и будущее страны.

Видимо, в этой связи 8 сентября 1996 года Постановлением Правительства и была принята Концепция по улучшению положения женщин в Российской Федерации,где были предложены меры по совершенствованию:

представительства женщин в органах власти,

законодательства о государственной службе.

Более того, п. 2.1. Концепции, посвященный совершенствованию избира-тельного законодательства, предлагает Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ принять „ законодатель-ные акты и целевые программы по обеспечению равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти”. Также Концепция предлагает установить в законе о политических партиях и в избирательном законодательстве правила, согласно которым в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола не может превышать 70 % от общего числа кандидатов, в том числе включаемых в число первых двадцати кандидатов.

Огромное государственное и полити-ческое значение имеет вышедший 30 июня 1996 года Указ Президента Российской Федерации №1005 “О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации”. Мероприятия, содержащиеся в нем, направлены на расширение участия женщин во всех сферах жизни общества, и прежде всего, в управлении делами государства и принятии решений. Издание Указа свидетельствует о признании позитивной роли женщин в общественном развитии и является логическим продолжением предприни-маемых высшими органами государственной власти Российской Федерации мер по улучшению положения российских женщин и повышению их статуса в обществе.

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

И что произошло, когда женщине было даровано избирательное право?

Ровно 79 лет назад турецкая женщина получила право избирать и быть избранной. Накануне на эту тему было проведено множество круглых столов, панельных дискуссий.

Примечательно, что годовщина признания женского избирательного права совпала с нынешними днями, когда в преддверии муниципальных выборов партийные центры активно заявляют кандидатов, которые в предвыборной схватке бьются не на жизнь, а на смерть.

В учебниках мы всегда читали следующее: «Это право было даровано турецкой женщине даже раньше, чем в Швейцарии».

Но каждый раз, когда я слышу это предложение, мне хочется напомнить и такой факт.

Впервые в мире право голосования женщины получили в 1718 году. В одних странах существовал земельный ценз, в других — женщина должна была быть вдовой владельца недвижимости, в третьих — платить налоги. В некоторых государствах (например, в Великобритании) возрастной ценз для мужчин составлял 21 год, для женщин — 30. В ряде государств (например, в США) это право существовало в некоторых регионах (штатах), а в целом по стране его признание произошло позже. В отдельных странах избирательное право женщин распространялось только на местные выборы. Где-то женщины имели возможность выбирать, но не быть избранными, или стать главой муниципалитета, но не премьер-министром. Но в итоге в значительной части Европы, Северной и Южной Америки, Советском Союзе, Азии, Австралии, на Балканах, включая Албанию, еще до Швейцарии женщины, пусть и с некоторыми ограничениями, но получили право выбирать, а кое-где и быть избранными. Более того, ради этой цели они вели активную борьбу, кто-то отбывал наказание в тюрьме, а некоторые даже погибали.

Первой страной, которая предоставила женщинам право голосования на каждых выборах, невзирая на возраст, имущество, налоговое обязательство, в 1906 году стала Финляндия. За ней в 1913 году последовала Норвегия, в 1915 Дания и Исландия, в 1917 Россия, в 1918 Канада, в 1919 Германия и Австрия, в 1920 США, Албания, Чехословакия, в 1921 Швеция, в 1922 Ирландия, в 1924 Эквадор, Монголия, в 1927 Уругвай, в 1928 Великобритания, в 1934 Турция. Но повторюсь, в большинстве этих стран женщины намного раньше (хотя и с рядом ограничений) могли пользоваться своим правом голоса на местных выборах и даже быть избранными на пост главы муниципалитета, члена муниципального и регионального парламента. Вышеприведенный краткий список отражает годы, когда избирательное право было даровано без ограничений какими-либо условиями.

Судя по ситуации в мире, Турция, можно сказать, находится в середине, занимая не слишком высокую, но и не низкую позицию. Например, Азербайджан — первая мусульманская страна, предоставившая это право в 1918 году. В Швейцарии право выбирать и быть избранными женщины получили в 1971 году, в Лихтенштейне — в 1984-м. (В некоторых кантонах Швейцарии оно существовало и раньше).

Однако, глядя на следующую картину, можем ли мы сказать, что ситуация с правами женщины в Турции лучше, чем в Швейцарии и Лихтенштейне?

— Каждая четвертая женщина в Турции безграмотна.

— Только 3,9% женщин в Турции имеют высшее образование.

— Количество женщин в парламенте Турции составляет 4,4%.

— Доход женщин в Турции на 40% ниже дохода мужчин.

— Ежегодно 2,5 тысячи женщин в Турции погибают во время родов.

Более того, что касается нынешних кандидатов на пост главы муниципалитета в нашей стране, единственное, что обращает на себя внимание, — за исключением кандидата в Газиантепе от Партии справедливости и развития Фатмы Шахин (Fatma Şahin) и кандидата в Дийарбакыре от Партии мира и демократии Гюльтен Кышанак (Gülten Kışanak), мы традиционно наблюдаем мужчин в галстуках и костюмах. Надо признать, Партия мира и демократии всегда придавала этому значение и даже один месяц назад заявляла, что представит женщину-кандидата в 22 партийных центрах, но, по всей видимости, отказалась от этой затеи. При этом Республиканская народная партия практически не видела лица своего предполагаемого кандидата в Анкаре Айлин Назлыака (Aylin Nazlıaka).

Наше право избирать и быть избранными мы якобы получили, будь то 1934-й или 1971-й.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.