Исключительные имущественные смежные права это

Содержание:

Исключительные имущественные смежные права это

Исключительные права исполнителей могут передаваться по договору другим лицам.

6.2.2. Права производителей фонограмм

Производитель фонограмм — это физическое или юридическое лицо, которое осуществило первую запись какого-либо произведения.

Производитель фонограммы получает на нее исключительное право сроком на 50 лет с момента записи фонограммы либо с момента первого опубликования. Срок исчисляется с 1 января года, следующего за имевшим место событием.

Производитель фонограммы имеет исключительное право на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения.

Производитель фонограммы имеет право: воспроизводить ее, переделывать или перерабатывать, распространять и импортировать экземпляры фонограмм.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения.

6.2.2.1. Знак охраны

Для оповещения о своих правах производитель фонограмм и исполнитель вправе использовать знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов: латинской буквы «К» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования фонограммы .

Знак охраны помещается на каждом экземпляре упаковки, футляре фонограммы.

6.2.3. Права организаций эфирного и кабельного вещания

Эти права распространяются на организации, занимающиеся трансляцией передач в эфир или по кабелю. К ним относятся радиостанции, телевизионные организации, организации кабельного вещания. Такие организации имеют исключительные права на использование своих передач, а также имеют право давать разрешение на использование и получать вознаграждение за такое разрешение.

Исключительные права на использование передач включают в себя следующие правомочия:

6.2.4. Свободное использование смежных прав

Смежные права в некоторых случаях, оговоренных в законе об авторском праве, могут использоваться без согласия правообладателя, как с выплатой вознаграждения, так и без нее.

К объектам смежных прав применимы все случаи свободного использования, которые применяются к охраняемым авторским правом произведениям. Кроме того, существуют особые случаи, характерные только для смежных прав:

6.2.5. Коллективное управление правами

Обладатели авторских и смежных прав могут по своей инициативе создавать общественные организации в целях управления их имущественными правами на коллективной основе. Это полезно в тех случаях, когда в индивидуальном порядке трудно проследить за правильностью соблюдения закона, договорных отношений, использования объектов авторских прав третьими лицами, а также при возникновении конфликтных ситуаций. Эти организации действуют в пределах полномочий, полученных от обладателей авторских прав, на основе устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Организации создаются обладателями авторских и смежных прав, которыми могут быть авторы, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания и любые другие правообладатели по закону. Такая организация действует в пределах полномочий, полученных от них, и не может заниматься коммерческой деятельностью. Основной функцией ее является заключение договоров с обладателями авторских прав на использование произведений, которые заключаются в письменном виде на добровольной основе. Однако использовать эти произведения самостоятельно эта организация не вправе, и она заключает лицензионные соглашения с пользователями. Авторам на основании этих лицензионных соглашений выплачивается вознаграждение- Все имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием по таким лицензиям, должны быть урегулированы этими организациями. За совершение посреднической деятельности эта организация вправе получать комиссионные от собранных сумм.

Исключительные имущественные смежные права это

Исключительные права исполнителей могут передаваться по договору другим лицам.

6.2.2. Права производителей фонограмм

Производитель фонограмм — это физическое или юридическое лицо, которое осуществило первую запись какого-либо произведения.

Производитель фонограммы получает на нее исключительное право сроком на 50 лет с момента записи фонограммы либо с момента первого опубликования. Срок исчисляется с 1 января года, следующего за имевшим место событием.

Производитель фонограммы имеет исключительное право на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения.

Производитель фонограммы имеет право: воспроизводить ее, переделывать или перерабатывать, распространять и импортировать экземпляры фонограмм.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения.

6.2.2.1. Знак охраны

Для оповещения о своих правах производитель фонограмм и исполнитель вправе использовать знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов: латинской буквы «К» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования фонограммы .

Знак охраны помещается на каждом экземпляре упаковки, футляре фонограммы.

6.2.3. Права организаций эфирного и кабельного вещания

Эти права распространяются на организации, занимающиеся трансляцией передач в эфир или по кабелю. К ним относятся радиостанции, телевизионные организации, организации кабельного вещания. Такие организации имеют исключительные права на использование своих передач, а также имеют право давать разрешение на использование и получать вознаграждение за такое разрешение.

Исключительные права на использование передач включают в себя следующие правомочия:

6.2.4. Свободное использование смежных прав

Смежные права в некоторых случаях, оговоренных в законе об авторском праве, могут использоваться без согласия правообладателя, как с выплатой вознаграждения, так и без нее.

К объектам смежных прав применимы все случаи свободного использования, которые применяются к охраняемым авторским правом произведениям. Кроме того, существуют особые случаи, характерные только для смежных прав:

6.2.5. Коллективное управление правами

Обладатели авторских и смежных прав могут по своей инициативе создавать общественные организации в целях управления их имущественными правами на коллективной основе. Это полезно в тех случаях, когда в индивидуальном порядке трудно проследить за правильностью соблюдения закона, договорных отношений, использования объектов авторских прав третьими лицами, а также при возникновении конфликтных ситуаций. Эти организации действуют в пределах полномочий, полученных от обладателей авторских прав, на основе устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Организации создаются обладателями авторских и смежных прав, которыми могут быть авторы, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания и любые другие правообладатели по закону. Такая организация действует в пределах полномочий, полученных от них, и не может заниматься коммерческой деятельностью. Основной функцией ее является заключение договоров с обладателями авторских прав на использование произведений, которые заключаются в письменном виде на добровольной основе. Однако использовать эти произведения самостоятельно эта организация не вправе, и она заключает лицензионные соглашения с пользователями. Авторам на основании этих лицензионных соглашений выплачивается вознаграждение- Все имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием по таким лицензиям, должны быть урегулированы этими организациями. За совершение посреднической деятельности эта организация вправе получать комиссионные от собранных сумм.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права: основные положения

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Исключительные имущественные смежные права это

Исключительные права исполнителей могут передаваться по договору другим лицам.

6.2.2. Права производителей фонограмм

Производитель фонограмм — это физическое или юридическое лицо, которое осуществило первую запись какого-либо произведения.

Производитель фонограммы получает на нее исключительное право сроком на 50 лет с момента записи фонограммы либо с момента первого опубликования. Срок исчисляется с 1 января года, следующего за имевшим место событием.

Производитель фонограммы имеет исключительное право на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения.

Производитель фонограммы имеет право: воспроизводить ее, переделывать или перерабатывать, распространять и импортировать экземпляры фонограмм.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения.

6.2.2.1. Знак охраны

Для оповещения о своих правах производитель фонограмм и исполнитель вправе использовать знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов: латинской буквы «К» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования фонограммы .

Знак охраны помещается на каждом экземпляре упаковки, футляре фонограммы.

6.2.3. Права организаций эфирного и кабельного вещания

Эти права распространяются на организации, занимающиеся трансляцией передач в эфир или по кабелю. К ним относятся радиостанции, телевизионные организации, организации кабельного вещания. Такие организации имеют исключительные права на использование своих передач, а также имеют право давать разрешение на использование и получать вознаграждение за такое разрешение.

Исключительные права на использование передач включают в себя следующие правомочия:

6.2.4. Свободное использование смежных прав

Смежные права в некоторых случаях, оговоренных в законе об авторском праве, могут использоваться без согласия правообладателя, как с выплатой вознаграждения, так и без нее.

К объектам смежных прав применимы все случаи свободного использования, которые применяются к охраняемым авторским правом произведениям. Кроме того, существуют особые случаи, характерные только для смежных прав:

6.2.5. Коллективное управление правами

Обладатели авторских и смежных прав могут по своей инициативе создавать общественные организации в целях управления их имущественными правами на коллективной основе. Это полезно в тех случаях, когда в индивидуальном порядке трудно проследить за правильностью соблюдения закона, договорных отношений, использования объектов авторских прав третьими лицами, а также при возникновении конфликтных ситуаций. Эти организации действуют в пределах полномочий, полученных от обладателей авторских прав, на основе устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Организации создаются обладателями авторских и смежных прав, которыми могут быть авторы, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания и любые другие правообладатели по закону. Такая организация действует в пределах полномочий, полученных от них, и не может заниматься коммерческой деятельностью. Основной функцией ее является заключение договоров с обладателями авторских прав на использование произведений, которые заключаются в письменном виде на добровольной основе. Однако использовать эти произведения самостоятельно эта организация не вправе, и она заключает лицензионные соглашения с пользователями. Авторам на основании этих лицензионных соглашений выплачивается вознаграждение- Все имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием по таким лицензиям, должны быть урегулированы этими организациями. За совершение посреднической деятельности эта организация вправе получать комиссионные от собранных сумм.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права: основные положения

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными